№ 3, март 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

В 2006 г. было принято сразу несколько законодательных актов, регулирующих трудовые и социальные отношения, в т.ч. Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) и Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2006 г. № 583 «Об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения» (далее — Указ № 583). В связи с этим Министерство труда и социальной защиты пересматривает свои нормативные правовые акты в обозначенном направлении, отдельные из них признает утратившими силу. К актам, переработка и применение которых признаны нецелесообразными, отнесено и Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Беларусь, разработанное и утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 4 октября 2000 г. № 130, с учетом ранее действовавшего закона о занятости населения и прежних представлений о выполнении контрольных функций.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 9 «Об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости населения» (далее — постановление № 9) определены органы, имеющие право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, полномочия на составление актов протоколов об административных правонарушениях; утверждены формы акта проверки соблюдения законодательства о занятости населения (приложение 1), протокола об административном правонарушении (приложение 2) и Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения (далее — Инструкция). Прежде всего необходимо отметить, что при определении органов и должностных лиц, наделяемых правом контроля, учитывались требования Указа № 583, установившим административную ответственность физических лиц и экономическую ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нарушивших законодательство о занятости, которые заключаются в следующем:

  • невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязанность создания таких мест предусмотрена законодательством,  влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин;
  • невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя,  влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин.

Штрафные санкции также установлены за неуведомление органов государственной службы занятости, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или его уполномоченным должностным лицом о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридические лица — до 100 базовых величин. Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органом государственной службы занятости населения в счет брони, повлечет применение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин как к индивидуальному предпринимателю, так и к юридическому лицу. Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускника государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договором (заявкой) на обучение, заключенным между указанными учреждениям образования и нанимателем либо иного лица, заключение трудового договора с которым является обязательным, приведет к наложению штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

В то же время Указ № 583 действует только до вступления в силу Кодекса об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. (далее — ПИКоАП), в связи с чем в нем дано поручение Совету Министров в трехмесячный срок внести в Палату представителей Национального собрания проект закона, предусматривающего включение соответствующих санкций в КоаП. Поскольку 31 декабря 2006 г. был принят специальный Закон № 208-З, которым вводятся в действие названные законодательные акты (КоАП и ПИКоАП) с 1 марта 2007 г., следует упомянуть, что несмотря на то, что с момента принятия Указа № 583 прошло более 4 месяцев, в КоАП уже трижды вносились изменения и дополнения, однако вопрос об административной и экономической ответственности за невыполнение нанимателями определенных обязанностей по соблюдению законодательства о занятости населения по-прежнему остается открытым. В то же время подготовлен проект Указа Президента, которым предполагается исключить из Указа № 583 п. 4, устанавливающий ограничение его применения во времени. Таким образом, с учетом законодательства сегодняшнего дня постановление № 9 может применяться только до 1 марта 2007 г. Если же к этому сроку будет принят какой-либо законодательный акт (указ Президента или закон, вносящий изменения и дополнения в КОаП), оно может рассматриваться как акт на долгосрочную перспективу.

Итак, что же нового ожидает нанимателей в случае нарушения ими законодательства о занятости. Не вызывает сомнения то, что им придется платить штрафы и после обозначенной даты. Однако механизм привлечения их к ответственности и полномочия государственной службы занятости населения, должностных лиц Министерства труда и социальной защиты, изложенные в Инструкции, будут несколько иными чем раньше. Рассмотрим его более подробно.

Принципиально важным является ограничение количества проверок, проводимых по вопросам соблюдения законодательства о занятости населения, рамками планов, утвержденных руководителями Министерства труда и социальной защиты и органов государственной службы занятости. По решению руководителей контролирующих органов при необходимости разрешено проводить внеплановые проверки. Несмотря на то, что правовых оснований к введению такого ограничения нет, все же вполне оправданно, что Министерство труда и социальной защиты вводит принципы, сложившиеся в республике при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (с изменениями и дополнениями). Уполномоченные на проверки должностные лица наделены правами и обязанностями, в т.ч. посещения нанимателей для осуществления контроля за соблюдением ими законодательства о занятости населения, получения от нанимателей, органов государственной статистики, налоговых органов и других государственных органов отчетной документации и сведений, необходимых для выполнения контрольных полномочий.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (15), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.