№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Комментарий к изменениям законодательства, касающегося налогообложения и контроля за платежеспособностью организаций

Рубрика «Правовая информация и комментарии»

В.А. ЕРОХОВА, начальник управления правовой экспертизы правовых актов Национального банка и республиканских органов государственного управления Министерства юстиции Республики Беларусь

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения»

С принятием постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 55/60/59/38 «Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения» (далее — совместное постановление) фактически завершается формирование новой правовой базы, вызванное введением в действие с 1 июля 2007 г. Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 (далее –– Указ № 119), которым изменен механизм применения упрощенной системы налогообложения. Упомянутым Указом Президента для организаций и индивидуальных предпринимателей, избравших данную форму налоговых взаимоотношений с государством, предложены новые правила представления документов и уплаты налога, не требующие получения патента и выполнения иных действующих до 1 июля 2007 г. процедур. Для реализации Указа № 119 уже утверждены формы налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 апреля 2007 г. № 62), подготовлен перечень нормативных правовых актов, которые в ближайшее время должны быть признаны утратившими силу либо переработаны с последующим включением отдельных предписаний в новую нормативную базу, определены переходные положения, позволяющие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без особых потерь времени и финансовых затрат продолжить свою деятельность в рамках упрощенной системы налогообложения.

Совместным постановлением утверждена форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее книга учета доходов и расходов), которая предназначена для накопления информации по проводимым ими хозяйственным операциям с их отражением в хронологической последовательности за налоговый период на основе первичных учетных документов, подтверждающих факт совершения таких операций. Необходимость ведения плательщиками книги учета доходов и расходов предусмотрена Указом № 119 для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, не уплачивающих НДС и освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 1998 г. № 294, которое прекращает свое действие с 1 июля 2007 г. (признано утратившим силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2007 г. № 539), установлены единые методологические основы ведения бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения. Ведение бухгалтерского учета являлось обязательным в т.ч. для малых предприятий даже при отсутствии у них бухгалтерской службы. В таком случае эти юридические лица были вынуждены заключать договоры со специализированными организациями или конкретным специалистом для выполнения бухгалтерского учета. Независимо от количества работающих в организации, как правило, требовалось вести бухгалтерский учет с использованием регистров, предусмотренных нормативными правовыми актами по применению единой журнально-ордерной формы делопроизводства или по формам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 24 апреля 1998 г. № 113 для упрощенной системы налогообложения. И в том и в другом случае это была громоздкая, трудоемкая и затратная процедура, зачастую не имеющая объективных оснований к применению.

Так, Министерство финансов для упрощения процедуры ведения бухгалтерского учета предложило малым предприятиям использовать рабочий План счетов бухгалтерского учета с сокращенной системой счетов, в процессе применения которого организация ведет учет отдельных средств и их источников на определенных счетах бухгалтерского учета согласно группировке их в типовом Плане счетов бухгалтерского учета. Как вариант допускалось применение упрощенной формы бухгалтерского учета, которая велась по простой форме без использования регистров учета имущества малого предприятия либо с использованием таких регистров. В определенной степени эти меры улучшили ситуацию с бухгалтерской отчетностью. В то же время для организаций непроизводственной сферы, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, не имеющих собственного имущества и не осуществляющих затратных производств, даже упрощенная система учета оказалась неприемлемой. С учетом этих особенностей для них была введена регистрация операций в Книге учета хозяйственных операций по установленной форме. Анализ практических наработок в этой области привел к тому, что сначала в Указе № 119, а затем и в актах более низкого уровня произошла замена существующих правил бухгалтерского учета и отчетности на более простые, понятные и не требующие привлечения дополнительных специалистов. Достаточно подробно новый порядок изложен в комментируемом совместном постановлении.

Обязанность ведения книги учета доходов и расходов предусмотрена для республиканских и коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, а также для хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. Так как при упрощенной системе налогообложения его объектом признается предпринимательская деятельность, а налоговой базой — валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций, при отсутствии общеустановленного порядка бухгалтерского учета правильное исчисление налогов при этой системе будет возможно только при условии ведения книги учета доходов и расходов.

Книга учета доходов и расходов состоит из пяти разделов. В первом разделе осуществляется учет доходов путем отражения в 7 графах следующих сведений о хозяйственных операциях плательщика: наименования документа, его номера и даты составления, являющегося основанием для внесения суммы выручки в расчет при определении налоговой базы, а также содержания операции. При отражении величины дохода по каждой операции в составе его общего размера по налоговому периоду и в итоге с начала года отдельно указываются выручка от реализации товаров, (работ, услуг), внереализационные доходы, выручка от реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Второй раздел посвящен учету обязательств налоговым агентом. Его заполняют юридические лица и те индивидуальные предприниматели, которые привлекают к своей деятельности иных физических лиц, в связи с чем удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в установленном законодательством порядке. Этот раздел состоит из трех пунктов:

  1. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
  2. Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (далее — НДС).
  3. Подоходный налог.

В п. 1 плательщику необходимо указывать наименование иностранной организации и страны ее регистрации. Сам доход должен быть структурирован по его виду, дате начисления платежа, сумме платежа, затратам, учитываемым для целей исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории белорусского государства через постоянное представительство. При указании суммы льгот должны быть выделены льготы, предоставленные по законодательству Республики Беларусь и на основании международного договора. Указываются также общая сумма облагаемого дохода и ставки налога (по законодательству Республики Беларусь и по международному договору). В отдельной графе этого пункта отражаются сведения об общей сумме начисленного налога и дате его перечисления в бюджет с указанием номера платежной инструкции.

Пункт 2 аккумулирует сведения, касающиеся уплаты и исчисления налога на добавленную стоимость. В нем отражаются информация об оборотах по реализации товаров (работ, услуг), налоговая база, ставка налога и сумма налога с указанием даты перечисления налога в бюджет и номера платежного документа. Представляется, что в практике применения ни первый, ни второй пункты при их заполнении не должны вызвать противоречивых действий плательщиков налога. В то же время п. 3 требует соответствующего разъяснения, особенно при заполнении карточки лицевого счета индивидуального предпринимателя или организации по работникам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. В карточку лицевого счета включаются данные по начисленной заработной плате, иным выплатам, налоговые вычеты с разбивкой по их видам (стандартные, социальные, имущественные, предусмотренные ст. 13, 14, 15 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями), а также данные о доходах, не подлежащих налогообложению. К доходам, не подлежащим обложению подоходным налогом, относятся:

  • пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению и надбавки к ним, кроме пособий по временной нетрудоспособности, пособия по безработице, субсидии для компенсации расходов безработных в связи с организацией предпринимательской деятельности, выплачиваемые из Государственного фонда содействия занятости, пособия, выплачиваемые из средств республиканского и местных бюджетов;
  • пенсии, стипендии, все виды компенсаций (за исключением компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск, компенсаций за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику). В то же время при оплате нанимателем расходов на командировки в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые только в пределах норм, установленных постановлениями Министерства финансов Республики Беларусь от 30 января 2001 г. № 7 и от 12 апреля 2000 г. № 35;
  • доходы от донорства, алименты, государственные премии, ежемесячные денежные выплаты плательщикам, имеющим почетные звания «народный» в установленном размере, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными обстоятельствами;
  • стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования или за счет средств республиканского и местного бюджетов;
  • доходы в виде оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте за работу за границей в пределах установленного законодательством лимита;
  • доходы плательщиков, получаемые от реализации продукции животноводства (кроме пушного звероводства), растениеводства и пчеловодства, за исключением доходов от реализации цветов и их семян, при условии, что реализуемая продукция произведена плательщиком на земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества;
  • доходы от сбора и сдачи лекарственных растений, дикорастущих ягод и иных плодов;
  • доходы в виде наследства, от осуществления тех видов деятельности, по которым юридические лица и индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога на игорный бизнес, сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, иные доходы, перечень которых установлен законодательством.

Удержание подоходного налога и иных платежей указывается нарастающим итогом с начала года и по конкретному месяцу. При определении размера заработной платы, с которой необходимо исчислить подоходный налог, плательщики — источники выплаты должны указывать выплаты, начисленные по сдельным расценкам, исходя из тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества. При определении размера вознаграждения по гражданско-правовому договору учитываются начисленные в пользу физического лица, с которым такой договор заключен, суммы стимулирующих и компенсирующих выплат, включая компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией заработной платы в соответствии с законодательством и иными условиями оплаты труда, действующими в организации, суммы вознаграждений, начисленных в пользу работника. Если помимо названных применяются и иные виды выплат, они также указываются в карточке лицевого счета, при этом допускается вводить в нее для таких целей дополнительные графы. Карточка лицевого счета открывается ежегодно по каждому работнику юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В третий раздел включены расчет стоимости чистых активов организации, который производится в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2000 г. № 24 (п. 1 раздела 3), и учет стоимости паев членов производственного кооператива (п. 2 раздела 3). При заполнении показателей п. 1 необходимо учитывать, что в состав активов, принимаемых к расчету, входят денежное и неденежное имущество организации. Неденежное имущество включается по балансовой стоимости, т.е. основные средства с учетом проведенных переоценок, нематериальные активы по остаточной стоимости, вложения во внеоборотные активы включаются на сумму фактических затрат, расходы будущих периодов в сумме фактических расходов. Особенности имеет определение стоимости чистых активов при включении в них отгруженных товаров, готовой продукции, дебиторской задолженности, финансовых вложений, прочих активов. Под пассивами, принимаемыми к расчету, понимаются обязательства организации, в состав которых входят целевое финансирование, заемные средства, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов, прочие пассивы. При заполнении п. 2 необходимо указывать фамилию, имя, отчество члена производственного кооператива, размер его пая в процентах, размер паевых взносов, выплаченную часть стоимости пая, имущество, выданное члену кооператива, и выплаты, осуществляемые при выходе из кооператива.

Учет исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты отражается в четвертом разделе. По этому разделу также ведется карточка учета начисленных обязательных страховых взносов и пособий из его средств. В карточку заносятся виды выплат в денежном и натуральном выражении, начисленных в пользу работника, указывается сумма выплат, на которую начисляются страховые взносы, сумма начисленных страховых взносов. В отдельных графах отражаются суммы выплат на пособия (отдельно по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременному пособию, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на ребенка в возрасте старше 3 лет) и указываются месяцы их выплат. Плательщики при заполнении п. 1 должны учитывать, что в суммы по видам выплат, начисленных в пользу работника, включаются вознаграждения по гражданско-правовым договорам. В суммах выплат, начисленных в пользу работника, на которые начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, не учитываются виды выплат, включенные в Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115.

В пятом разделе отражаются данные, характеризующие состояние работы у плательщика по учету расходов, осуществляемых за счет средств Фонда социальной защиты населения. В частности, включаются суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет до 12-недельного срока беременности, пособие и возмещенные услуги на погребение, по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте старше 3 лет, оплата свободного от работы дня матерям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Такие данные группируются по отчетному кварталу и нарастающим итогом с начала года.

Совместное постановление вступает в силу с 1 июля 2007 г.

Указ Президента от 7 мая 2007 г. № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания»

Одной из целей деятельности нормотворческих органов, имеющих право на регулирование налоговых отношений, в настоящее время является создание таких актов, которые бы максимально упростили налоговую систему и были изложены способом, позволяющим гражданам и специалистам, не имеющим специального образования, в них разобраться. Такую цель преследуют закон о бюджете на будущий год, проект которого уже разрабатывается, Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 190-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», а также недавно принятый Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее — Указ). Не секрет, что налог за использование природных ресурсов (далее — экологический налог) относится к сложноисчисляемым, т.к. состоит из многих элементов, имеющих своих плательщиков и свою налоговую базу. Для каждого элемента установлены налоговые ставки, перечень которых приведен в приложениях к Указу Президента Республики Беларусь от 15 июня 2005 г. № 275 (далее — Указ № 275), признанному утратившим силу.

Ставки, приведенные в Указе № 275, носят временный характер и скорее рассматриваются как экспериментальные. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение 2006 г. они подвергались пересмотру дважды. Первоначально было исключено приложение 5, в котором размещались ставки налога за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета. В состав налога включались 0,1 и 1,6 % от стоимости добытых шахтным методом калийной и поваренной соли и других полезных ископаемых соответственно, что примерно в 16 раз менее чем для остальных добываемых полезных ископаемых. Основными плательщиками этого налога являлись РУП «ПО «Беларуськалий» и ОАО «Мозырьсоль». Частично такая норма касалась и ПО «Беларусьнефть», имеющее месторождения, которые открыты за счет собственных средств и объемы добычи нефти из которых не облагались платежами за геологоразведочные работы. В процентном отношении платежи за геологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета, и платежи за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов составляли примерно 8,7 и 91,3 % соответственно. Предоставление указанной льготы приводит к значительным потерям для бюджета, в связи с чем эти платежи включены Указом в состав платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов. Кроме того, указанные факторы учтены при установлении ставок налога за добычу нефти, калийной и поваренной соли. Планируемое увеличение ставок налога за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, уплачиваемого иными плательщиками экологического налога, должно возрасти примерно на 10 %.

Перечень ставок экологического налога дополнен также приложением 6 «Ставки налога за производство и (или) импорт пластмассовой тары, тары на основе бумаги и картона, за использование и (или) импорт стеклянной тары, а также за импорт товаров, упакованных в указанную тару». В состав экологического налога входят платежи за производство и (или) импорт пластмассовой тары со сбором на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья. Ведение нового объекта налогообложения предполагает установление налоговой ставки для производителей в физических величинах, а для импортеров тары и товаров, упакованных в тару, — в процентах от контрактной стоимости (за исключением пластмассовой тары и товаров, упакованных в нее). Физические величины выражены в рублях за 1 тонну, за 1 условный литр тары, за 1 тыс. м2. Это связано с тем, что в период подготовки проекта Указа были изучены отчетные данные и неисполненные договоры, в которых заложены именно такие единицы измерения тары. Для импортеров ставка налога установлена в процентах от контрактной стоимости. Ставка экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой тары (при наличии в договоре, по которому товар ввозится, сведений о массе тары) сохранена равной действующей — 230 тыс. руб. за тонну. Ставка экологического налога за производство тары на основе бумаги и картона рассчитывалась исходя из стоимости 1 тыс. м2. выпускаемой картонно-бумажной упаковки. В целом, в приложение 6 включены следующие ставки экологического налога (см. таблицу).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 6 (18), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.