№ 7, июль 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Административная ответственность лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации (в соответствии с новыми кодексами об административных правонарушениях)

Рубрика «К вам пришла проверка»

ДЕНИС КОВАЛЬКОВ, юрист

C 1 марта 2007 г. вступили в силу новые Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). В вопросах привлечения к административной ответственности должностных лиц организаций произошло немало изменений. Рассмотрим их применительно к ответственности главного бухгалтера организации. Но все ниже сказанное в равной мере относится и к иным должностным лицам, т.е. к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (руководители структурных подразделений; заведующие складами и т.п.).

Согласно ст. 2.1 КоАП административное правонарушение — это противоправное деяние. Значит, для привлечения главного бухгалтера к ответственности следует установить, имело ли место с его стороны неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. На должностных лиц обязанности возлагаются:

  • законодательством;
  • локальными (т.е. действующими в пределах одной конкретной организации) нормативными актами (устав юридического лица, правила внутреннего трудового распорядка, положение об отделе бухгалтерского учета и отчетности и др.);
  • актами индивидуального характера (например, должностной инструкцией работника, трудовым договором (контрактом)).

Невозложение на лицо указанными актами той или иной обязанности исключает привлечение его ответственности.

Разрешая вопрос о виновности должностного лица, привлеченного к административной ответственности, суду необходимо истребовать материалы, характеризующие его служебные обязанности (должностные инструкции, положения и т.д.). Наложение на должностных лиц дисциплинарного взыскания само по себе не исключает их ответственности за те же проступки в административном порядке (п. 12 постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 2 «О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях»).

Согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в компетенцию главного бухгалтера входят постановка и ведение бухгалтерского учета в организации; формирование учетной политики организации; составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств организации.

Если лицу, обязанному действовать соответствующим образом, по обстоятельствам, не зависящим от него, не были созданы соответствующие условия для совершения действия, оно не может считаться правонарушителем из-за отсутствия своей вины. В этом случае следует рассматривать вопрос об ответственности лица, обязанного создать такие условия, но бездействовавшего вопреки установленным требованиям. Например, нарушение главным бухгалтером порядка ведения бухучета может быть следствием бездействия ее руководителя, не создавшего как того требует ст. 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» необходимые условия для его правильного ведения: работа структурных подразделений не была организована таким образом, чтобы ответственные исполнители своевременно представляли в бухгалтерию первичные учетные документы, подтверждающие факты совершенных с их участием хозяйственных операций. В таком случае главный бухгалтер к ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (ст. 12.1 КоАП) привлечен быть не может.

Сроки наложения административных взысканий

Общеустановленные сроки наложения взысканий (не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся нарушении (о таких нарушениях см. далее) — 2 месяцев со дня его обнаружения) для главного бухгалтера неактуальны.

Для всех без исключения нарушений в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, взыскания могут быть наложены не позднее 3 лет со дня совершения правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения (ст. 7.6 КоАП). В числе таких правонарушений — нарушение установленного порядка ведения бухучета и отчетности, уничтожение бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения, либо их сокрытие, либо иное нарушение правил их хранения (ст. 12.1 КоАП). В данной статье мы ориентируемся на текущее законодательство, т.е. на КоАП, вступивший в силу с 1 марта 2007 г. Но следует учитывать, что установленные им сроки наложения взысканий касаются нарушений, совершенных (для длящихся нарушений — совершаемых) в период после его вступления в силу, т.е. после 1 марта 2007 г.

О дне обнаружения длящегося правонарушения может свидетельствовать дата составления уполномоченным на то должностным лицом протокола об административном правонарушении, акта проверки, установившего факт правонарушения, и др.

Для наложения взысканий за отдельные виды правонарушений установлены специальные сроки, исчисляемые либо со дня совершения, либо со дня обнаружения правонарушения. Среди них[1]:

  • нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке; непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, а также представление недостоверных сведений — не позднее года со дня совершения;
  • нарушение установленного срока представления налоговой декларации (расчета); нарушение правил учета объектов налогообложения или элементов налогового учета; неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины); невыполнение или невыполнение в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) — не позднее 3 лет со дня совершения;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица налогового органа либо непринятие мер к устранению указанных в нем нарушений; воспрепятствование должностному лицу налогового органа в проведении проверки или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, — не позднее двух месяцев со дня совершения, а за длящиеся нарушения — не позднее 2 месяцев со дня их обнаружения.

[1] Пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 7 (19), июль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.