№ 8, август 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Консультация аудитора

Рубрика «Прямая линия»

Пасевич В.Г., ведущий аудитор СООО "Правильной компании"

Декретом Президента Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 предусмотрено, что выплаты по системам премирования свыше 30 % заработной платы в расчете на одного работника осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Действует ли данное требование при калькулировании цены на услугу, оказываемую бюджетной организацией, для которой в соответствии с постановлением Министерства труда премирование работников осуществляется в размере 50 % суммы окладов (ставок)?

Налоговым кодексом Республики Беларусь определено, что организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в т.ч. местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально­культурных, научно­технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно­финансовой организации (далее — банк) и ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.

В этой связи:

необходимо знать, каким государственным органом (местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом) образована организация, упомянутая в вопросе;

не следовало бы смешивать средства бюджетного финансирования и внебюджетные средства.

Формирование цен на платные услуги в организациях учреждений образования осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 242/48.

Цены на платные услуги, оказываемые учреждениями образования, формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг. Рентабельность при формировании цен на платные услуги должна составлять не более 40 % к плановым затратам.

Включение затрат в себестоимость услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19­12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01­21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03­02­07/300 (с изменениями и дополнениями), отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Затраты, включаемые в себестоимость услуг, рассчитываются по нормам и нормативам, определяемым в установленном порядке.

При формировании цен на платные услуги учитываются следующие статьи затрат:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

накладные расходы;

амортизация;

прочие расходы.

Цена на платную услугу рассчитывается по следующей форме (см. приложение).

Приложение

                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                   Руководитель учреждения

                                                   образования ______________

                                                   «___» _____________ 20__ г.

 

№ п/п

 

Наименование статьи затрат

 

Всего расходов
на год, тыс. руб.

 

Расходы на единицу
платной услуги, руб.

 

1

 

Заработная плата

 

 

 

2

 

Начисления на заработную плату

 

 

 

3

 

Накладные расходы

 

 

 

4

 

Амортизация

 

 

 

5

 

Прочие расходы

 

 

 

6

 

Итого по п. 1–5

 

 

 

7

 

Отчисления в инновационный фонд (0,25 % от суммы по п. 6)

 

 

 

8

 

Итого по п. 6, 7

 

 

 

9

 

Рентабельность, % (не более 40 % от суммы по п. 8)

 

 

10

 

Прибыль

 

 

11

 

Итого

 

 

 

12

 

Налоги, сборы и отчисления

 

 

 

13

 

Всего

 

 

 

К расчету цены платных услуг прилагаются расшифровки статей затрат по п. 1–5. Размер и порядок включения налогов, сборов и отчислений в стоимость обучения определяются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Стоимость платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, определяется Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 126 «О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования» и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

При определении цен на медицинские и бытовые услуги (сдача в аренду помещений, оборудования, инвентаря, транспортные услуги, предоставление мест в гостиницах, общежитиях, услуги столовых, услуги бань, саун, бассейнов, пошив и ремонт одежды и белья, услуги парикмахерских, услуги автостоянок) следует руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами, касающимися ценообразования. Таким актом является Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (с изменениями и дополнениями).

Таким образом, при формировании цен на платные услуги учреждениями образования применяются практически все нормы законодательства по ценообразованию, действующие по отношению к коммерческим организациям, в т.ч. нормы Декрета Президента Республики Беларусь № 10.

Как правильно рассчитать выходное пособие работнику, который в течение 2 месяцев, например в мае и январе, не работал?

При расчете выходного пособия средний заработок принимается исходя из заработной платы, начисленной работнику за два предшествующих выплате календарных месяца работы (с 1­го до 1­го числа).

В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (с изменениями и дополнениями), общая сумма, причитающаяся к выплате по среднему заработку, определяется путем умножения среднедневного (среднечасового) заработка на количество дней (часов), подлежащих оплате.

Среднедневной (среднечасовой) заработок определяется путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни (часы).

При расчете выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка среднедневной (среднечасовой) заработок умножается на полную норму продолжительности рабочего времени за две недели.

В тех случаях, когда работник отработал у данного нанимателя менее двух месяцев, предшествующих началу выплаты или увольнению, для определения среднего заработка принимается заработная плата, начисленная ему за фактически отработанные дни.

Работникам, которые не имели заработка в двухмесячном периоде, принимаемом для расчета среднего заработка (например, находились в отпуске без сохранения заработной платы в связи с временным отсутствием работы, по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности), либо если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством, средний заработок определяется исходя из заработной платы, начисленной за два месяца, предшествующих этому периоду.

Если работник в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, в соответствии с законодательством часть дней (часов) фактически не работал (находился в отпуске с сохранением или без сохранения заработка, болел, выполнял государственные или общественные обязанности или работал, но получал неполную оплату), то при исчислении среднего заработка указанные дни (часы), а также выплаченные за эти периоды суммы не учитываются.

Если в учитываемом периоде работник не работал в связи с прогулом, то средний заработок рассчитывается исходя из времени прогулов.

Среднемесячный заработок для определения размеров месячного (двухмесячного и т.д.) выходного пособия исчисляется путем деления суммы заработной платы, начисленной работнику за принятый в данном случае период, на 2.

Среднемесячный заработок для определения размеров выходного пособия исчисляется с учетом некоторых особенностей:

если работник проработал не все рабочие дни в двух месяцах, принятых для исчисления среднего заработка, — путем умножения среднедневного заработка, исчисленного за каждый месяц в отдельности, на количество рабочих дней в нем, предусмотренных графиком работы организации, и деления суммы заработной платы за эти месяцы на 2;

если работник в двух месяцах, принятых для исчисления среднего заработка, работал только в одном из них (в другом, например, не работал в связи с простоем), — путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы организации на эти два месяца, и деления на 2.

Какие системы оплаты труда существуют в строительстве? Как они рассчитываются? Каким образом относится запроцентованный фонд оплаты труда (ФОТ) к заработной плате? Как можно его увязать с системой оплаты труда?

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 54 утверждены Рекомендации по организации заработной платы на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь. Форма оплаты труда — одна из классификаций систем оплаты труда по признаку, характеризующему основной результат труда, учитываемый при его оплате: объем выполненной работы или количество отработанного времени. По этому признаку все системы оплаты труда делятся на сдельные и повременные.

Сдельная форма оплаты труда — оплата труда в зависимости от его результатов, когда за каждую произведенную единицу продукции надлежащего качества устанавливается определенный ее размер — сдельная расценка.

Разновидности сдельной формы оплаты труда:

прямая сдельная система оплаты труда;

сдельно­премиальная система оплаты труда;

сдельно­прогрессивная система оплаты труда;

косвенная сдельная система оплаты труда (оплата труда, уровень которой напрямую зависит от результатов труда (работы) обслуживаемых им работников);

аккордная сдельная система оплаты труда (оплата труда, размер которой устанавливается работникам не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ, взятый в целом).

Повременная форма оплаты труда — оплата труда, величина которой определяется на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки (оклада). Различают следующие ее виды:

простая повременная система оплаты труда (оплата труда на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки или оклада);

повременно­премиальная система оплаты труда.

Назвнными рекомендациями предусмотрена также коллективная система оплаты труда, в основе которой лежит учет общих коллективных результатов труда.

Выделены следующие коллективные формы и системы оплаты труда за конечные результаты труда:

коллективная сдельная оплата труда;

аккордная оплата труда;

косвенно­сдельная оплата труда;

коллективная повременная оплата с премированием рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием оборудования.

Коллективный (общий) заработок бригады распределяется только между ее членами. В распределении не участвуют руководители
и специалисты.

Таким образом, строительная организация вправе применить любую из перечисленных форм и систем оплаты труда.

Теоретически все, что заработано, все должно быть выплачено. Особенно это касается сдельщиков: все расчеты необходимо производить по единым сдельным расценкам. Однако, по мнению автора, соотношение запроцентованного ФОТ и фактически начисленной заработной платы можно использовать, например, в качестве аналитических данных, поскольку в актах­процентовках стоимость работ рассчитывается в базисных ценах с переводом через индексы изменения стоимости в текущие цены. При этом рабочим выплачивается фактически начисленная заработная плата по сдельным расценкам или тарифным ставкам (для повременщиков). Эти суммы не могут быть равны по разным причинам, например если в организации не применяется сдельная форма оплаты труда и т.п. Заработная плата в накладных расходах по тем же причинам никак не будет равна фактически начисленной заработной плате.

Увязать запроцентованный ФОТ с системой оплаты труда возможно только для сдельщиков: путем введения аккордной формы оплаты труда. В этом случае за сумму, подлежащую начислению, будет приниматься запроцентованный ФОТ.

Задания, выданные рабочим (бригадам, звеньям) на выполнение определенного объема работ, оформляются нарядом на сдельную работу. Форма наряда была утверждена еще постановлением Министерства строительства БССР и Президиума БРК профсоюза рабочих строительства и промстройматериалов от 20 марта 1962 г. № 73 и до настоящего времени почти не изменилась.

Сдельный заработок, начисленный бригаде, можно распределять между работниками по­разному.

Пример

Рассчитаем тарифный заработок каждого работника и бригады в целом. Общую сумму заработанных по наряду денег разделим на общий бригадный тарифный заработок и определим расчетный коэффициент. Умножая тарифный заработок каждого члена бригады на полученный коэффициент, определим заработную плату каждого члена бригады (см. таблицу).

Таблица.

 

№ п/п

 

Фамилия рабочего

 

Тарифный заработок (условно), руб.

 

Расчетный коэффициент

 

Заработная плата, руб.

 

1

 

Иванов

 

380 000

 

 

931 372

 

2

 

Петров

 

560 000

 

 

1 372 549

 

3

 

Сидоров

 

220 000

 

 

539 216

 

4

 

Новиков

 

480 000

 

 

1 176 471

 

5

 

Пасевич

 

400 000

 

 

980 392

 

Итого

 

2 040 000

 

2,45098

 

5 000 000

 

Не исключено, что так называемый приработок (как и причитающаяся на сдельный заработок премия) может быть распределен по коэффициенту трудового участия, определяемому коллективом.

В условиях бюджетирования производственным подразделениям доводится фонд заработной платы. Экономия фонда заработной платы остается в распоряжении коллективов подразделений и распределяется между работниками. К каким составляющим заработной платы относить экономию?

В соответствии с письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2004 г. № 04­1­9/198 «О разъяснении о порядке планирования фонда оплаты труда и расчета экономии» сэкономленные средства направляются на премирование работников.

Может ли наниматель по контракту помимо основного оклада выплачивать работникам доплату в виде определенного процента от сметной стоимости выполненных заказов? Как это прописать в контракте? Если такая доплата разрешена, то к какому виду она относится и будет ли она относиться к затратам или должна выплачиваться из прибыли? Как в дальнейшем исчислять такую доплату, ведь сметные стоимости заказов всегда разные?

По мнению автора, этого сделать нельзя хотя бы потому, что самой сметой такие выплаты предусмотрены быть не могут.

Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» установлено, что оплата труда работников коммерческих организаций осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19­12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01­21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03­02­07/300 (с изменениями и дополнениями), в состав расходов на оплату труда в соответствии с действующим законодательством включаются:

выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;

выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты в размерах, предусмотренных действующим законодательством, за экономию сырья и материалов, топливно­энергетических ресурсов, за разработку и реализацию мер по охране труда, надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и т.д.;

выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в т.ч.: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, должностей, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.;

надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) в соответствии с действующим законодательством.

В качестве стимулирующего фактора в данной ситуации имеет смысл предусмотреть в положении о премировании соответствующий показатель, от выполнения которого будет зависеть размер начисляемой премии.

По состоянию на 1 апреля 2007 г. предприятие имеет задолженность по платежам в бюджет по сроку уплаты 22 марта 2007 г. (отчетный период — март). На 1 января, 1 февраля, 1 марта 2007 г. задолженности по платежам отсутствуют.

Имеет ли предприятие основания для начисления и выплаты премии по результатам работы за I квартал руководителю и главным специалистам? Задолженность на 1 апреля в данном случае является текущей или просроченной?

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 555 такие ограничения отсутствуют.

Запрет на выплату премий при наличии задолженности по платежам в бюджет установлен п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13 августа 1996 г. № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени»:

«Запретить со дня вступления в силу настоящего Указа начисление и выплату всех видов премий руководителям и главным специалистам (их заместителям) юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1 января 1996 г., до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом».

Просроченной задолженностью является сумма, не уплаченная в установленный срок.

Из приведенных данных видно, что задолженность возникла по платежам, исчисленным за февраль 2007 г., не погашена на 1 апреля и, по своей сути, является просроченной. И налоги, и премия начисляются нарастающим итогом с начала года, в данном случае — за первые три месяца.

На практике встречаются случаи, когда некоторыми субъектами хозяйствования премии за I квартал начисляются и отражаются в учете последним днем марта. Другие субъекты проводят начисления в апреле. Все зависит от того, какой порядок начисления премий установлен локальными нормативными документами.

В таких ситуациях наличие задолженности на 1 февраля, 1 марта или 1 апреля значения не имеет.

По мнению автора, если к моменту начисления и отражения в учете просроченная задолженность по платежам в бюджет погашена, то имеются все основания для начисления и выплаты премии.

В многодетной семье (пятеро детей, отец и мать): двое детей старше 18 лет (до 1 января 2007 г.), одному ребенку 18 марта исполнилось 18 лет, двое — до 18 лет. Как правильно согласно Указу Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц» сделать перерасчет подоходного налога за январь, февраль, март 2007 г., а также на 2 детей за апрель?

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 162 установлено, что плательщики подоходного налога с физических лиц, являющиеся родителями трех и более детей в возрасте до 18 лет (многодетные семьи) или детей­инвалидов, имеют право на получение в установленном порядке стандартного налогового вычета в размере четырех базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет за каждый месяц налогового периода.

Согласно п. 4 данный Указ распространяет свои действия на налоговые отношения, возникшие с 1 января 2007 г. Подпунктом 1.2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327­XII определено, что стандартный налоговый вычет сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг 18­летнего возраста.

С учетом данных, приведенных в вопросе, в январе, феврале и марте плательщики подоходного налога имеют право на стандартный налоговый вычет в размере по 12 базовых величин ежемесячно.

С 1 апреля это право теряется, если в семье нет студентов и учащихся дневной формы обучения старше 18 лет, получающих среднее, первое высшее или среднее специальное образование, а стандартные налоговые вычеты предоставляются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» от 21 декабря 1991 г. № 1327­XII.

Согласно подп. 1.2 названного Закона плательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов в размере двух базовых величин на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц налогового периода. Иными словами, налоговый вычет на двоих детей с апреля будет предоставляться в размере 4 базовых величин. Кроме того, не следует забывать и подп. 1.1 ст. 13 Закона: право на получение стандартного налогового вычета в размере одной базовой величины за каждый месяц налогового периода имеет каждый плательщик.

Как правильно выплачивать и устанавливать премии рабочим на предприятии с иностранными инвестициями?

В первую очередь отметим, что дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).

Как правило, в организациях разрабатывается и прилагается к коллективному договору положение о премировании работников, в котором оговариваются показатели и условия премирования.

При разработке положения целесообразно воспользоваться Рекомендациями по премированию работников государственных предприятий и предприятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово­хозяйственной деятельности (приложение к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 30 марта 2001 г. № 39).

Муж и жена были прописаны в общежитии организации с выдачей ордера на заселение. Муж проработал в этой организации 10 лет и столько же жил в указанном общежитии. Сейчас он уволился из данной организации. А общежитие перешло в ведение другой организации. На сегодняшний момент работников предыдущей организации выселяют с предоставлением им другого жилья. Имеют ли муж и жена, которые не работают ни в предыдущей, ни в нынешней организации, владеющей общежитием, право на предоставление в случае выселения другого жилья?

Действительно, в соответствии со ст. 98 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) работники организаций, поселившихся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случаях:

увольнения по собственному желанию без уважительных причин;

увольнения за нарушение трудовой дисциплины или совершения преступления;

в случае обеспечения этих лиц другим жилым помещением в данном населенном пункте.

Из общежития не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения граждане, прекратившие работу по другим основаниям, а также граждане, указанные в ч. 2 ст. 96 ЖК (п. 58 Положения об общежитиях), а именно:

инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего СССР, Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;

семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите бывшего СССР, Республики Беларусь или при исполнении иных обязанностей военной службы;

члены семьи умершего работника, а также погибшего военнослужащего, которому была предоставлена жилая площадь в общежитии;

инвалиды I и II группы;

воины­интернационалисты, принимавшие участие в боевых действиях;

одинокие лица с проживающими с ними несовершеннолетними детьми;

граждане, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, профессионального заболевания, полученных при исполнении производственных или служебных обязанностей;

граждане, проработавшие в организации, предоставившей им жилое помещение в общежитии, не менее десяти лет;

граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо по сокращению численности или штата работников;

граждане, имеющие право на трудовую пенсию по возрасту (в том числе на льготных условиях), а также за выслугу лет;

граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную результатами катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

граждане, члены семьи которых, проживающие с ними в одном жилом помещении, работают в организации, предоставившей жилую площадь в общежитии, или выполняют работу, связанную с непосредственным обслуживанием трудового коллектива этой организации.

Судя по всему, вселение в общежитие было произведено на законных основаниях.

Таким образом, перечень оснований для выселения и круг юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые вправе предъявить иск о выселении, определены законом, и, по мнению автора, основания для выселения отсутствуют. То обстоятельство, что общежитие передано на баланс другой организации, значения не имеет. К тому же организация, предоставившая помещение для проживания, требования о выселении жильцов из общежития не заявляла.

Сотрудник работает в больнице врачом­хирургом, имеет по этой специальности соответствующий сертификат. Помимо этого работает ответственным за трансфузионную терапию в этой же больнице на основании приказа главного врача о назначении на эту должность, т.к. имеет и сертификат врача трансфузиолога. Однако зарплату получает лишь за работу врачом­хирургом, за работу трансфузиолога руководитель организации платить отказывается. Можно ли получить оплату за дополнительную работу?

При приеме работника на работу с ним заключается трудовой договор. В соответствии со ст. 19 ТК содержание и условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных ТК.

В качестве обязательных сведений и условий трудовой договор должен содержать:

данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

трудовую функцию (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией);

основные права и обязанности работника и нанимателя;

срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);

режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон.

Статьей 20 ТК установлено, что наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Таким образом, законодательство не запрещает возложение дополнительных обязанностей на работника после заключения трудового договора, но для этого требуется согласие обеих сторон. По соглашению сторон могут устанавливаться и доплаты за увеличение объема выполняемых работ. Однако такие доплаты могут и не выплачиваться, если работник полностью не загружен по работе.

Предприятие согласно коллективному договору предоставляет 1 раз в месяц работающим женщинам свободный день «День хозяйки» и свободное время (до 4 дней в месяц) не освобожденному работнику профкома для выполнения общественных обязанностей в интересах трудового коллектива с сохранением среднего заработка. Начисление средней заработной платы производится за счет своих источников и относится на внереализационные расходы. За счет какого источника производится начисление в ФСЗН в размере 35 % и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев?

В соответствии с подп. 2.2.16, 2.2.18 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19­12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01­21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03­02­07/300 (с изменениями и дополнениями), обязательные отчисления от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции (работ, услуг), независимо от источников выплат, по установленным законодательством нормам в Фонд социальной защиты населения и страховые взносы по видам обязательного страхования включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Суммы налогов, сборов (пошлин), отчислений в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, страховые взносы по видам обязательного страхования относятся к элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг).

Аналогичная норма предусмотрена и Законом Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330­XII «О налогах на доходы и прибыль».

 В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 коэффициент соотношения заработной платы руководителя независимо от форм собственности и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 3,5. Если соответствующий коэффициент превышает 3,5, то сумма превышения в данном месяце не выплачивается. Какие необходимо производить записи в бухгалтерском учете в момент резервирования и в момент выплаты заработной платы?

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово­хозяйственной деятельности» коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 3,5.

Пунктом 14 Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122, определено, что расчет коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом производится нарастающим итогом с начала года. При его расчете заработная плата руководителя исключается из фонда заработной платы работников организации.

Таким образом, если начисляемая заработная плата превышает установленный размер, то сумма превышения не начисляется и не выплачивается. При этом ни постановлением, ни Инструкцией не предусматривается во

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (20), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.