№ 8, август 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Прием на работу руководителя организации

Рубрика «Документарий»

В.Н. ЛЕМЕШ, аудитор

Правовое регулирование приема на работу руководителя организации

В настоящее время любую организацию возглавляет руководитель. Согласно требованиям ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) руководитель организации — физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Это значит, что руководитель организации — такой же наемный работник, как и все другие сотрудники. По общим правилам прием на работу штатного работника оформляется в соответствии с требованиями ТК подписанием трудового договора. При этом наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю следующие документы (ст. 26 ТК):

  1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  2. документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
  3. трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
  4. диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
  5. направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
  6. заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов);
  7. декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Прием на работу без указанных документов не допускается.

Некоторые из приведенных в данном перечне документов рассмотрим более подробно с учетом требования других нормативных правовых актов. Так, трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон. При этом собственник имущества организации или уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.). Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) содержит нормы в отношении органа управления организации (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Норма ГК

Статья ГК

1

Высшим органом управления обществом с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников

90

2

К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами

94

3

Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание его акционеров

103

4

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов

110

Прием на работу руководителя вновь создаваемой организации

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом требования ст. 253 ТК права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительными документами и трудовым договором. К числу таких документов относится Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 1994 г. № 76 (с изменениями и дополнениями).

В данной публикации не рассматриваются ситуации применительно к производственно-хозяйственной деятельности руководителей государственных учреждений.

Положения главы 18 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем. По общим правилам прием на работу штатного работника оформляется в соответствии с установленными требованиями. Это значит, что заключение контакта с руководителем организации может быть различным в зависимости от организационно-правовой формы (рис. 1). Наем руководителя государственной организации, относящейся к республиканской собственности, осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, а руководителя государственной организации, относящейся к коммунальной собственности, — соответствующим местным Советом депутатов или уполномоченным им органом. Контракт заключается, как правило, на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса определяются руководителем республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь.

Контракт составляется в двух экземплярах, хранится у каждой из сторон и является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления) о назначении руководителя государственной организации на должность. Контракт вступает в силу с момента его подписания или иного указанного в нем срока. Следует иметь в виду, что контракт заключается на срок не менее одного года. Конкретный срок контракта определяется соглашением сторон. Наличие контракта служит основанием для издания соответствующего приказа (распоряжения) о приеме на работу. В некоторых случаях прием (оформление) руководителя организации предполагает выполнение дополнительных требований. Так, ст. 5 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) руководителем аудиторской организации может быть только аудитор. Это значит, что руководитель аудиторской организации должен иметь квалификационный аттестат аудитора.

После необходимой процедуры оформления в должности руководитель организации должен получить удостоверение руководителя. Порядок выдачи удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 551 (с учетом изменений от 29 декабря 2006 г. № 1745). Удостоверение руководителя коммерческой (некоммерческой) организации (далее — удостоверение) является документом, подтверждающим полномочия руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, установленные учредительными документами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Выдача удостоверений производится органами, осуществляющими государственную регистрацию (далее — регистрирующие органы) по утвержденной настоящим постановлением форме. Для получения удостоверения в регистрирующие органы по месту государственной регистрации коммерческой (некоммерческой) организации руководителем этой организации представляются:

  • заявление;
  • копия свидетельства о государственной регистрации коммерческой (некоммерческой) организации без нотариального заверения;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя (копия приказа о назначении на должность руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, выписка из трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора о сроке договора либо копия протокола или выписка из протокола органа, уполномоченного уставом организации, об избрании руководителем организации);
  • две фотографии размером 3 ´ 4;
  • платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения.

При подаче указанных документов руководитель коммерческой (некоммерческой) организации предъявляет паспорт. Удостоверение действительно в течение установленного в нем срока.

Срок действия удостоверения указывается в соответствии с представленными документами (копией приказа о зачислении на должность руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, выпиской из трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора о сроке действия договора либо копией протокола или выпиской из протокола органа, уполномоченного уставом организации, об избрании руководителем организации).

Срок действия удостоверения продлевается регистрирующим органом на основании заявления и представления документов, подтверждающих действие полномочий руководителя.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (20), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.