№ 1, январь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих)

Рубрика «Расчеты и начисления»

В.А. ГРИГОРЬЕВ, главный государственный инспектор Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда

В соответствии со ст. 49 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин имеет право на образование. При этом государством гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Основной закон устанавливает, что среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии с их способностями. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Сегодня вопрос профессионального уровня кадров становится все более актуальным. При этом руководители организаций всех форм собственности все чаще приходят к тому мнению, что эффективнее подготовить свои кадры, чем брать нового работника соответствующей квалификации. Следовательно, растет спрос на непрерывное профессиональное обучение работников юридических лиц.

Согласно ст. 42 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII «Об образовании» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон) повышение квалификации и переподготовка кадров призваны обеспечить гражданам профессиональное совершенствование, подготовку их к трудовой деятельности в изменяющихся социально-экономических условиях и на этой основе — эффективное развитие общества.

Общие положения

Порядок организации непрерывного профессионального обучения рабочих, а также служащих, уровень подготовки которых не требует высшего, среднего специального образования, регулируется Положением о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599 (далее — Положение).

Согласно п. 2 Положения под непрерывным профессиональным обучением рабочих (служащих) понимается процесс обучения, направленный на профессиональное совершенствование рабочих (служащих), который осуществляется в течение всей трудовой деятельности.

К основным целям непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) относятся: обеспечение отраслей экономики профессиональными кадрами требуемого уровня квалификации; обеспечение эффективной занятости населения на основе сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, сохранение и развитие профессионального потенциала и конкурентоспособности кадров; обеспечение кадровой поддержки инновационных процессов; создание резерва кадров необходимой квалификации.

Для организации непрерывное профессиональное обучение ее работников — это, прежде всего, повышение их профессионального уровня, создание резерва кадров на выдвижение, стимулирование работников к повышению эффективности работы. Следует иметь в виду, что обучение для любой организации это в т.ч. дополнительные затраты, как денежные, так и временные (ведь в период своего обучения работник зачастую не может выполнять свою трудовую функцию).

Законодательство (п. 5 Положения) выделяет следующие виды непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих):

  • профессиональная подготовка;
  • переподготовка;
  • повышение квалификации;
  • курсы целевого назначения.

Под профессиональной подготовкой рабочих (служащих), согласно п. 20 Положения, понимается вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение профессии (должности) лицами, которые ранее профессии рабочего (должности служащего) не имели.

Порядок прохождения профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих) лиц из числа учащихся в профильных классах общеобразовательных учреждений и в классах углубленной социальной и профессиональной подготовки вспомогательных школ (школ-интернатов) определяется Министерством образования.

Профессиональная подготовка осуществляется по очной (дневной) форме обучения в сроки, установленные на основании перечня профессий для подготовки рабочих на производстве. Объем и содержание обучения при профессиональной подготовке определяются рабочими учебными планами и программами, разработанными и утвержденными руководителем учреждения образования или другой организации, в которой производится обучение.

Сокращение сроков профессиональной подготовки допускается для лиц, прошедших трудовое (профессиональное) обучение без присвоения квалификационного разряда (класса, категории), а также имеющих среднее специальное или высшее образование, с учетом их знаний, умений и навыков.

Под переподготовкой рабочих (служащих), согласно п. 26 Положения, понимается вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на приобретение новой профессии (должности) лицами, имеющими профессию рабочего (должность служащего). Переподготовка организуется в целях профессионального обучения рабочих (служащих), высвобождаемых в организациях, а также для других лиц, изъявивших желание сменить имеющуюся у них профессию рабочего (должность служащего).

Согласно ч. 3 ст. 42 Закона переподготовка кадров обеспечивает получение новой квалификации соответствующего профиля на уровнях высшего, среднего специального, профессионально-технического образования. При этом требования к переподготовке кадров устанавливаются в соответствии с образовательными стандартами основного образования соответствующего уровня.

Переподготовка может осуществляться по очной (дневной, вечерней) форме обучения. Содержание и сроки обучения при переподготовке устанавливаются учреждениями образования и организациями в соответствии с рабочими учебными планами и программами профессиональной подготовки по соответствующим профессиям (должностям). При этом допускается сокращение программ обучения с учетом ранее изученного материала и фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.

Под повышением квалификации рабочих (служащих), согласно п. 30 Положения, понимается вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), направленный на углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков и организуемый для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий).

Повышение квалификации, как и переподготовка работников, осуществляется по очной (дневной, вечерней) форме обучения. Продолжительность повышения квалификации устанавливается в пределах трех месяцев, однако при необходимости по профессиям (должностям), связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанного срока обучения может предусматриваться стажировка. Порядок и сроки прохождения стажировки определяются руководителем организации, направляющей на обучение. При этом согласно ч. 2 ст. 42 Закона требования к учебным программам повышения квалификации кадров устанавливаются в соответствии с образовательными стандартами повышения квалификации.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (25), январь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.