Повременная форма оплаты труда является основной при оплате труда водителей автомобилей. Она применяется в случаях, когда: сдельная оплата труда экономически не эффективна или может привести к снижению заработной платы; труд водителя невозможно пронормировать; выполняемые работы не поддаются обоснованному учету.
Повременная и повременно-премиальная системы используются для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, оказывающих почасовые услуги населению и юридическим лицам, грузовых специальных автомобилей, автобусов, служебных легковых и других автомобилей.
Повременная оплата труда вводится нанимателем в порядке, установленном ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК): на основании коллективного договора, соглашения, трудового договора.
При повременной оплате труда организуется достоверный табельный учет фактически отработанного времени каждым работником; квалификация работников устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифным квалификационным справочником.
Тарифные ставки
Месячные тарифные ставки водителей автомобилей (См) определяются в общем порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 22 декабря 2006 г. № 162 с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция).
Для начисления заработной платы водителям с повременной оплатой труда применяется месячная тарифная ставка, рассчитанная на основе ЕТС и повышенная в их контрактах согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 (далее — Декрет Президента № 29).
Пример 1
Требуется рассчитать месячные тарифные ставки водителей автомобиля ГАЗ-3307 (специализированный фургон) грузоподъемностью 3,25 т и автобуса МАЗ-104 длиной 11,985 м, работающего на городском маршруте. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда 180 000 руб. Расчет представим в табл. 1.
Таблица 1
Расчет месячной тарифной ставки
Наименование должности |
Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда |
Тарифная ставка, рассчитанная на основе ЕТС, руб. |
Повышение, предусмотренное Декретом Президента № 29, руб. |
Тарифная ставка водителя, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Водитель автомобиля ГАЗ-3307 (фургон специализированный) грузоподъемностью 3,25 т |
2,29 |
412 200 (180 000 ´ 2,29) |
164 880 (40 % от гр. 3) |
577 080 (гр. 3 + гр. 4) |
Водитель автобуса МАЗ-104 длиной 11,985 м |
2,85 |
513 000 (180 000 ´ 2,85) |
230 850 (45 % от гр. 3) |
743 850 (гр. 3 + гр. 4) |
Таким образом, формула определения месячной тарифной ставки водителя автомобиля (См) имеет следующий вид:
См = С1р ´ К + (С1р ´ К) ´ Ппов / 100,
где С1р — действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда, руб.;
К — кратный размер тарифной ставки 1-го разряда согласно приложению 3 к Инструкции;
Ппов — процент повышения тарифной ставки, рассчитанной на основе ЕТС.
Согласно п. 9 Общих положений Инструкции премии, надбавки, доплаты и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются исходя из тарифных ставок водителей, рассчитанных в порядке, приведенном в табл. 1.
Учитывая многообразие типов автомобилей, приведем в дополнение к приложению 3 к Инструкции особенности установления кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда водителей, содержащиеся в Рекомендациях по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта от 24 января 2005 г. № 2 (далее — Рекомендации) (табл. 2).
Таблица 2
Тип автомобиля |
Особенности, учитываемые при установлении кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда |
1 |
2 |
Автомобили-фургоны общего назначения |
Грузоподъемность базовых автомобилей, на которых они смонтированы |
Грузовые автомобили, оборудованные для работы на сжатом или сжиженном газе |
Грузоподъемность базовых автомобилей, на которых смонтировано газобаллонное оборудование |
Седельные и балластные автомобили-тягачи, предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов |
Грузоподъемность буксируемого полуприцепа или прицепа без учета грузоподъемности второго прицепа |
Автомобили-тягачи, работающие с прицепами-роспусками (лесовозы, трубовозы, плетевозы и другие), для которых технической характеристикой (паспортом) установлена общая грузоподъемность автомобиля вместе с прицепом-роспуском |
Общая грузоподъемность |
Бортовые автомобили с прицепами-роспусками |
Грузоподъемность бортовых автомобилей |
Другие специализированные и специальные автомобили |
Грузоподъемность базовых автомобилей, на которых смонтированы кузова-фургоны цистерны, а также установки, механизмы и другое специальное оборудование |
Автопогрузчики |
Грузоподъемность автопогрузчика на вилах |
Автокраны |
Грузоподъемность базового автомобиля |
Автокраны грузоподъемностью, превышающей грузоподъемность базового автомобиля |
Грузоподъемность крана, крановой установки |
Автомобили-мусоровозы и ассенизационные автомобили |
Грузоподъемность базовых автомобилей, увеличенная на вес дополнительного оборудования |
Автомобили-рефрижераторы |
Грузоподъемность базовых автомобилей, увеличенная на вес холодильной установки |
Снегопогрузчики и роторные снегоочистители, не имеющие грузоподъемности |
Полный вес этих машин |
Автомобили, имеющие различную грузоподъемность по дорогам с твердым покрытием и по грунту |
Высшая грузоподъемность, установленная для таких автомобилей |
Грузовые бортовые автомобили, оборудованные для перевозки людей, а также вахтовые автомобили |
Как для водителей специализированных и специальных автомобилей, исходя из грузоподъемности базовых автомобилей |
Автомобили-фургоны, предназначенные для перевозки определенных видов грузов, а также оборудованные грузоподъемными механизмами (в т.ч. грузовые малотоннажные автомобили-фургоны ИЖ-2715) |
Как для водителей специализированных и специальных автомобилей |
Автомобили с прицепами |
Без учета грузоподъемности этих прицепов |
Тип, технические параметры и другие характеристики автомобиля указываются заводами-изготовителями в технической характеристике (паспорте) автомобиля.
Тарифные ставки водителей специализированных и специальных автомобилей, на которых смонтированы установки, механизмы и другое специальное оборудование, установлены с учетом выполнения водителями работ по управлению этими установками, механизмами и оборудованием.
В случаях, когда для управления установками, механизмами и оборудованием требуются специальные работники, а их функции выполняют водители автомобилей, последним производится дополнительная оплата за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ в установленном порядке.
Тарифные ставки водителей, занятых на работах по перегону автомобилей внутри предприятия, устанавливаются в размере, предусмотренном для водителей, работающих на автомобилях основного для данного предприятия типа (класса) или назначения.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 12 (36), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.