№ 12, декабрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Повременная оплата труда водителей автомобилей коммерческих организаций

Рубрика «Расчеты и начисления»

Ю.А. ПОБЕДИНСКИЙ, заместитель начальника отдела экономики и финансов РУП «Миноблавтотранс» Н.В. СВИРИД, экономист

Повременная форма оплаты труда является основной при оплате труда водителей автомобилей. Она применяется в случаях, когда: сдельная оплата труда экономически не эффективна или может привести к снижению заработной платы; труд водителя невозможно пронормировать; выполняемые работы не поддаются обоснованному учету.

Повременная и повременно-премиальная системы используются для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, оказывающих почасовые услуги населению и юридическим лицам, грузовых специальных автомобилей, автобусов, служебных легковых и других автомобилей.

Повременная оплата труда вводится нанимателем в порядке, установленном ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК): на основании коллективного договора, соглашения, трудового договора.

При повременной оплате труда организуется достоверный табельный учет фактически отработанного времени каждым работником; квалификация работников устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифным квалификационным справочником.

Тарифные ставки

Месячные тарифные ставки водителей автомобилей (См) определяются в общем порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 22 декабря 2006 г. № 162 с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция).

Для начисления заработной платы водителям с повременной оплатой труда применяется месячная тарифная ставка, рассчитанная на основе ЕТС и повышенная в их контрактах согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 (далее — Декрет Президента № 29).

Пример 1

Требуется рассчитать месячные тарифные ставки водителей автомобиля ГАЗ-3307 (специализированный фургон) грузоподъемностью 3,25 т и автобуса МАЗ-104 длиной 11,985 м, работающего на городском маршруте. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда 180 000 руб. Расчет представим в табл. 1.

Таблица 1

Расчет месячной тарифной ставки

Наименование должности

Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда

Тарифная ставка, рассчитанная на основе ЕТС, руб.

Повышение, предусмотренное Декретом Президента № 29, руб.

Тарифная ставка водителя, руб.

1

2

3

4

5

Водитель автомобиля ГАЗ-3307 (фургон специализированный) грузоподъемностью 3,25 т

2,29

412 200 (180 000 ´ 2,29)

164 880 (40 % от гр. 3)

577 080 (гр. 3 + гр. 4)

Водитель автобуса МАЗ-104 длиной 11,985 м

2,85

513 000 (180 000 ´ 2,85)

230 850 (45 % от гр. 3)

743 850 (гр. 3 + гр. 4)

Таким образом, формула определения месячной тарифной ставки водителя автомобиля (См) имеет следующий вид:

См = С ´ К + (С ´ К) ´ Ппов / 100,

где С — действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда, руб.;

К — кратный размер тарифной ставки 1-го разряда согласно приложению 3 к Инструкции;

Ппов — процент повышения тарифной ставки, рассчитанной на основе ЕТС.

Согласно п. 9 Общих положений Инструкции премии, надбавки, доплаты и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются исходя из тарифных ставок водителей, рассчитанных в порядке, приведенном в табл. 1.

Учитывая многообразие типов автомобилей, приведем в дополнение к приложению 3 к Инструкции особенности установления кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда водителей, содержащиеся в Рекомендациях по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта от 24 января 2005 г. № 2 (далее — Рекомендации) (табл. 2).

Таблица 2

Тип автомобиля

Особенности, учитываемые при установлении кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда

1

2

Автомобили-фургоны общего назначения

Грузоподъемность базовых автомобилей, на которых они смонтированы

Грузовые автомобили, оборудованные для работы на сжатом или сжиженном газе

Грузоподъемность базовых автомобилей, на которых смонтировано газобаллонное оборудование

Седельные и балластные автомобили-тягачи, предназначенные для буксировки полуприцепов и прицепов

Грузоподъемность буксируемого полуприцепа или прицепа без учета грузоподъемности второго прицепа

Автомобили-тягачи, работающие с прицепами-роспусками (лесовозы, трубовозы, плетевозы и другие), для которых технической характеристикой (паспортом) установлена общая грузоподъемность автомобиля вместе с прицепом-роспуском

Общая грузоподъемность

Бортовые автомобили с прицепами-роспусками

Грузоподъемность бортовых автомобилей

Другие специализированные и специальные автомобили

Грузоподъемность базовых автомобилей, на которых смонтированы кузова-фургоны цистерны, а также установки, механизмы и другое специальное оборудование

Автопогрузчики

Грузоподъемность автопогрузчика на вилах

Автокраны

Грузоподъемность базового автомобиля

Автокраны грузоподъемностью, превышающей грузоподъемность базового автомобиля

Грузоподъемность крана, крановой установки

Автомобили-мусоровозы и ассенизационные автомобили

Грузоподъемность базовых автомобилей, увеличенная на вес дополнительного оборудования

Автомобили-рефрижераторы

Грузоподъемность базовых автомобилей, увеличенная на вес холодильной установки

Снегопогрузчики и роторные снегоочистители, не имеющие грузоподъемности

Полный вес этих машин

Автомобили, имеющие различную грузоподъемность по дорогам с твердым покрытием и по грунту

Высшая грузоподъемность, установленная для таких автомобилей

Грузовые бортовые автомобили, оборудованные для перевозки людей, а также вахтовые автомобили

Как для водителей специализированных и специальных автомобилей, исходя из грузоподъемности базовых автомобилей

Автомобили-фургоны, предназначенные для перевозки определенных видов грузов, а также оборудованные грузоподъемными механизмами (в т.ч. грузовые малотоннажные автомобили-фургоны ИЖ-2715)

Как для водителей специализированных и специальных автомобилей

Автомобили с прицепами

Без учета грузоподъемности этих прицепов

Тип, технические параметры и другие характеристики автомобиля указываются заводами-изготовителями в технической характеристике (паспорте) автомобиля.

Тарифные ставки водителей специализированных и специальных автомобилей, на которых смонтированы установки, механизмы и другое специальное оборудование, установлены с учетом выполнения водителями работ по управлению этими установками, механизмами и оборудованием.

В случаях, когда для управления установками, механизмами и оборудованием требуются специальные работники, а их функции выполняют водители автомобилей, последним производится дополнительная оплата за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ в установленном порядке.

Тарифные ставки водителей, занятых на работах по перегону автомобилей внутри предприятия, устанавливаются в размере, предусмотренном для водителей, работающих на автомобилях основного для данного предприятия типа (класса) или назначения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 12 (36), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.