При организации оплаты труда работников автомобильного транспорта следует руководствоваться:
- статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), предусматривающей, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора;
- Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», установившем, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
- постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17», которым предусмотрено осуществлять введение условий оплаты труда на основе коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам применения этой тарифной сетки;
- Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 22 декабря 2006 г. № 162; далее — Инструкция);
- Рекомендациями по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 января 2005 г. № 2 (далее — Рекомендации);
- иными статьями ТК и нормативными правовыми актами, регулирующими условия оплаты труда работников коммерческих организаций, в т.ч. локальными актами (коллективными договорами, соглашениями, положениями об оплате труда).
Тарификация работ и работающих
В соответствии со ст. 61 ТК отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением, нанимателем. Для этих целей используются следующие выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее — ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее — ЕКСД) (табл. 1).
Таблица 1
Номер выпуска ЕТКС, ЕКСД |
Наименование выпусков (разделов) ЕТКС и ЕКСД |
Дата утверждения и номер постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь |
ЕТКС, вып. 1 |
Профессии рабочих общие для всех отраслей экономики |
30 марта 2004 г. № 33 |
ЕТКС, вып. 2 |
Сварочные работы. Механическая обработка металлов и других материалов. Слесарные и слесарно-сварочные работы |
28 декабря 2000 г. № 160 |
ЕТКС, вып. 52 |
Автомобильный и городской электрический транспорт |
25 ноября 2003 г. № 147 |
ЕКСД |
Должности служащих для всех отраслей экономики |
30 декабря 1999 г. № 159 |
ЕКСД |
Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте |
5 ноября 2002 г. № 142 |
Тарифные ставки, тарифные должностные оклады
В соответствии с п. 9 Инструкции месячные тарифные ставки, тарифные должностные оклады работников определяются умножением тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС), установленного работнику по его профессии или должности.
указываются заводами-изготовителями в технической характеристике
Тип, технические параметры и другие характеристики автомобиля
(паспорте) автомобиля.
Тарифные ставки водителей специализированных и специальных автомобилей, на которых смонтированы установки, механизмы и другое специальное оборудование, установлены с учетом выполнения водителями работ по управлению этими установками, механизмами и оборудованием.
В случаях, когда для управления установками, механизмами и оборудованием требуются специальные работники, а их функции выполняют водители автомобилей, им производится дополнительная оплата за совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ в установленном порядке.
Тарифные ставки водителей, занятых на работах по перегону автомобилей внутри предприятия, устанавливаются в размере, предусмотренном для водителей, работающих на автомобилях основного для данного предприятия типа (класса) или назначения.
При закреплении за водителем нескольких автомобилей разных типов (классов) и назначения ему устанавливается высшая тарифная ставка, предусмотренная для водителей обслуживаемых автомобилей.
В случаях, когда автотранспортные предприятия (цехи) или заводы-изготовители совершенствуют подвижной состав с изменением грузоподъемности, габаритов или рабочего объема двигателя с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в техническую характеристику (паспорт) автомобиля и регистрацией их в административных органах, осуществляющих надзор за техническим состоянием подвижного состава автомобильного транспорта, тарифная ставка водителей этих автомобилей устанавливается в соответствии с новой паспортной характеристикой.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 2 (26), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.