№ 5, май 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Учет расходов на изготовление визиток

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

И.М. КИНЦАК, заместитель директора по аудиту СООО «Правильная компания»

Визитка и реклама

Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Визитные карточки часто заказывают для руководителей компании, менеджеров, работников отдела сбыта и других специалистов. С одной стороны, владелец карточки представляет организацию, поэтому визитка косвенно способствует поддержанию интереса к ней. Этот интерес вполне может вылиться в подписание контракта и увеличение объема продаж компании. Кроме того, предприятие, выдавая сотрудникам визитные карточки для последующей их раздачи потенциальным партнерам, стремится, чтобы об организации и ее деятельности узнало как можно больше людей.

С другой стороны, визитки предназначены для тех, с кем компания хотела бы сотрудничать. Следовательно, визитные карточки не соответствуют одному из критериев рекламы — неопределенность круга лиц. Кроме того, информация, указанная на визитке, содержит сведения о физическом лице (контактные телефоны), а не об организации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям:

  • предназначаться для неопределенного круга лиц;
  • формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования и (или) способствовать продвижению объекта рекламирования на рынке.

Зачастую визитки изготавливаются специально для участия в выставке с указанием на них реквизитов компании и информации о ней, ее услугах. В ходе выставки карточки раздаются всем желающим. В этом случае расходы на их изготовление можно считать рекламными.

Таким образом, при отнесении визиток к рекламе необходимо исходить, прежде всего, из целей их изготовления и информации, размещенной на них.

Разновидности визиток

Как правило, на визитных карточках указывают фамилию, имя, отчество, должность сотрудника, контактную информацию, наименование, логотип и координаты организации, т.е. только служебную информацию о сотруднике и об организации. При этом информация адресована конкретному лицу (лицам), которому передается визитная карточка, для налаживания контактов с ним. Визитка с таким содержанием не будет являться рекламой. Ведь из названия компании нельзя узнать, чем она занимается, какими товарами торгует и по какой цене.

Полагаем, что такие расходы должны быть учтены в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, согласно подп. 4-2.34 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 1330-XII), как затраты на содержание работников аппарата управления организации и ее обособленных подразделений.

Обосновать расходы на изготовление визиток можно определенными документами. Во-первых, руководитель организации должен выпустить приказ, в котором будет сказано, для каких целей и каким сотрудникам они необходимы. Желательно, чтобы в должностных инструкциях этих сотрудников было прописано, что они обязаны поддерживать контакты с другими организациями в интересах компании.

Вместе с тем визитка может содержать элементы рекламы. Например, в ней могут быть указаны услуги, предлагаемые организацией, и качество таких услуг, льготные цены, т.е. информация, призванная стимулировать интерес лица, получившего визитную карточку, обратиться в фирму. Конечно, и в такой ситуации наличие критерия «неопределенность круга лиц» можно поставить под сомнение, однако в данном случае такие расходы целесообразно классифицировать как рекламные, которые на основании подп. 4-2.19 ст. 3 Закона № 1330-XII подлежат отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении, в пределах норм, установленных Президентом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 5 (29), май 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.