№ 9, сентябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Типичные нарушения при оплате труда руководителей юридических лиц

Рубрика «К вам пришла проверка»

В.А. ГРИГОРЬЕВ, главный государственный инспектор Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда

Согласно ч. 1 ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) руководитель организации — физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Особенности регулирования труда руководителя организации определены в гл. 18 ТК. Положения данной главы распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.

Права и обязанности руководителя организации определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь, актами законодательства, учредительными документами, а также трудовым договором (ст. 253 ТК). Законодатель уделяет весьма большое внимание вопросу регулирования оплаты труда руководителей организаций различных форм собственности, в частности руководителей государственных организаций, а также организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее — руководитель государственной организации).

Согласно ч. 1 ст. 254 ТК трудовой договор с руководителем организации заключается собственником имущества организации либо уполномоченным им органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами. При этом в соответствии с ч. 2 указанной статьи собственник имущества организации или уполномоченный им орган вправе устанавливать в учредительных документах организации процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

В настоящее время, по примеру коллег из Российской Федерации, наниматели негосударственной формы собственности все чаще устанавливают ряд дополнительных (не регулируемых законодательством Республики Беларусь) условий в трудовом договоре с руководителем организации.

Одним из условий является установление зависимости заработной платы руководителя от заработной платы других работников организации. Примерной формой контракта такая зависимость не предусмотрена и наличие данного условия в контракте не обязательно, однако законодательство Республики Беларусь устанавливает коэффициент соотношения заработной платы руководителя организации, и многие наниматели стали вносить это условие в контракты. Так, согласно п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — постановление № 1003) коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации, независимо от формы собственности, и средней заработной платы по организации в целом рассчитывается нарастающим итогом с начала года и не может превышать 4,0. Конкретный коэффициент в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников устанавливается органом, заключившим контракт, а для руководителей организаций с долей собственности государства в их имуществе — органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. Следовательно, наниматель при приеме руководителя имеет право установить в контракте коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом. При этом коэффициент не может превышать 4,0, но может быть и менее. Нижний придел для данного коэффициента законодателем не определен, но при его установлении наниматель должен принимать во внимание требования Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция о порядке применения ЕТС), и требования постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» (с изменениями и дополнениями; далее — постановление № 6).

Постановлением № 1003 предусмотрено, что для руководителей стабильно работающих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, основной целью которых является социально-трудовая реабилитация инвалидов и содействие их интеграции в общество, коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом может быть установлен в размере свыше 4,0. При этом коэффициент свыше 4,0 и до 5,0 включительно устанавливается по согласованию с Премьер-министром Республики Беларусь или Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, а свыше 5,0 — в исключительных случаях по обоснованному представлению республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкома, Минского горисполкома постановлением Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

По мнению автора, вышеуказанная норма не противоречит ч. 5 ст. 63 ТК, согласно которой заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается, в связи с тем, что заработная плата руководителя может быть увеличена пропорционально средней заработной плате по организации в целом, а следовательно, максимального размера заработной платы для руководителя организации также не установлено.

Следует отметить, что согласно ст. 64 ТК размеры оплаты труда руководителя организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора в случаях, предусмотренных законодательством. При этом условия трудового договора признаются недействительными, если они ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением или носят дискриминационный характер.

Пример 1

Интересная ситуация произошла в одной из организаций Минского района, оказывающей услуги по коммунальному обслуживанию зданий и уборке придомовых территорий. Так, основной категорией работников организации являются уборщики помещений, которым установлен 1-й тарифный разряд. Руководителю организации установлен 19-й тарифный разряд с коэффициентом 4,56. При расчете коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом получилось, что зарплата руководителя организации без учета премий, надбавки за сложность и напряженность, увеличения тарифной ставки, предусмотренного контрактом, превысила среднюю заработную плату по организации в 4,5 раза.

Организации было рекомендовано принять следующие меры:

1. В целях увеличения заработной платы по организации увеличить заработную плату рабочим посредством установления дополнительных выплат стимулирующего характера.

2. Учитывая, что законодательством Республики Беларусь не запрещено применение в организации нескольких размеров тарифных ставок 1-го разряда, установить разные тарифные ставки 1-го разряда для разных категорий работников. В частности, для рабочих организации установить размер тарифной ставки 1-го разряда больше чем для служащих (в т.ч. для руководителя).

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими условия оплаты труда руководителей государственных организаций, являются:

  • Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением № 1003 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение);
  • Инструкция о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция).

В соответствии с пунктом 2 Положения заработная плата руководителей состоит из должностного оклада, надбавок, премии по результатам финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее — организации), специальных видов премий, вознаграждения по итогам работы за год и других выплат.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (33), сентябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.