№ 11, ноябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей

Рубрика «Законодательство о труде и заработной плате»

И.А. КОЗЛИТИНОВА, заместитель начальника Главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Л.С. СТУКАЛОВ, руководитель Белорусского отделения Международной академии транспорта, зам. председателя Высшей международной аттестационной комиссии, ведущий научный сотрудник НИЭИ Минэкономики, д.э.н., академик МАТ, МАИТ, профессор Н.В. СВИРИД, экономист

С учетом специфики режима труда и отдыха водителей автомобилей и в целях предупреждения влияния неблагоприятных факторов на их здоровье при исполнении трудовых обязанностей постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта (далее - Положение). Положение регулирует рабочее время и время отдыха водителей автомобилей (далее - водители) организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Графики работ (сменности) водителей, графики движения автомобилей должны разрабатываться в организациях с учетом норм и требований законодательства о труде и Положения.

Рассмотрим отдельные нормы и требования, предъявляемые к режиму рабочего времени и времени отдыха водителей, в разрезе пунктов Положения.

 Рабочее время

Часть 1 пункта 4

Для водителей устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными. В тех организациях, где по характеру производства и условиям работы введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем. При пятидневной и шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиками работ (сменности), утверждаемыми нанимателем по согласованию с профсоюзом, с учетом специфики работы и с соблюдением установленной полной нормы продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю.

Данной частью закрепляются нормы ст. 112, 115, 123, 124 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), касающиеся установления режима рабочего времени водителям.

Часть 2 пункта 4

Накануне праздничных дней продолжительность работы водителей сокращается на один час, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе. Если по условиям производства невозможно уменьшение продолжительности ежедневной работы (смены) накануне праздничных дней, работникам должен предоставляться дополнительный день отдыха по мере накопления часов переработки.

Согласно ст. 116 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 272-З), если по условиям производства сокращение на один час продолжительности работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню, невозможно, то переработка компенсируется по соглашению сторон предоставлением дополнительного дня отдыха, оплачиваемого в одинарном размере, по мере накопления этих часов, или повышенной их оплатой в размере, установленном для оплаты сверхурочной работы (ч. 1 ст. 69 ТК).

Таким образом, продолжительность работы сокращается только в тот рабочий день, который непосредственно предшествует государственному празднику или праздничному дню. Например, если при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) рабочий день приходится на пятницу, а праздничный нерабочий день - на воскресенье, то продолжительность работы в пятницу сокращаться не будет.

Правило о сокращении продолжительности работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню, распространяется на все категории работников.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 11 (47), ноябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.