№ 2, февраль 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Консультация аудитора

Рубрика «Прямая линия»

В.Г. ПАСЕВИЧ, директор ООО «Ажур-Аудит»

Можно ли руководствоваться ст. 339 Трудового кодекса Республики Беларусь при оплате воинской службы в резерве (Указ Президента Республики Беларусь от 10 марта 2008 г. № 148 «О порядке прохождения службы в резерве»)?

В соответствии с п. 2 Положения о порядке прохождения службы в резерве, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2008 г. № 148 резервистом является гражданин, проходящий службу в резерве в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войсках Республики Беларусь.

Прохождение службы в резерве резервистом включает:

  • постановку на учет и снятие с учета в воинской части;
  • присвоение воинского звания;
  • прохождение занятий и учебных сборов;
  • увольнение со службы в резерве;
  • другие обстоятельства (события), которые в соответствии с законодательными актами определяют служебное и правовое положение резервиста.

Прохождение службы в резерве осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе».

Согласно ст. 1 данного Закона служба в резерве — вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск Республики Беларусь (далее — транспортные войска) на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

Статьей 339 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что за военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы.

Таким образом, оплата должна производиться не за все время прохождения службы в резерве, а только за время, когда в этот период работник привлекается на занятия и учебные сборы.

С какого месяца ставка считается вакантной: с месяца, следующего за увольнением, или по истечении 3 месяцев после увольнения?

Если по вакантной ставке производятся доплаты рабочим за расширение зоны обслуживания, то при расчете экономии по фонду оплаты труда учитывается тарифная ставка с доплатами или без них?

В соответствии со ст. 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» организации обязаны в течение 2 недель письменно уведомить центр занятости о наличии свободных рабочих мест (вакансий) со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты.

Это означает, что рабочее место считается вакантным от даты увольнения работника.

Статьей 67 ТК установлено, что работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Следует отметить, что для коммерческих организаций какие-либо ограничения в этом отношении отсутствуют.

Однако в приведенной ситуации речь, судя по всему, идет об организациях, финансируемых из бюджета или пользующихся государственными дотациями. В таких случаях следует придерживаться требований Условий оплаты труда, общих для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (если иное не предусмотрено отраслевыми условиями оплаты труда), которые в виде приложения приведены в постановлении Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6.

Согласно п. 2 названных Условий руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право устанавливать рабочим, специалистам и служащим доплаты за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ.

Указанные доплаты не устанавливаются:

  • руководителям организаций, их заместителям и помощникам, главным специалистам, руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителям;
  • научным работникам научно-исследовательских организаций (подразделений);
  • в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью по основной работе.

Что касается надбавок, то очевидно, что одним из условий их установления является наличие экономии фонда заработной платы. Ответ на вопрос, как ее рассчитать, содержится в письме Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2004 г. № 04-1-9/198 «О разъяснении о порядке планирования фонда оплаты труда и расчета экономии».

Плановый фонд оплаты труда работников государственного органа состоит:

  • из средств на заработную плату;
  • средств на премирование;
  • средств на выплату единовременного пособия на оздоровление и оказание материальной помощи.

Экономия по фонду оплаты труда исчисляется как разница между плановыми средствами на заработную плату работников за соответствующий месяц и фактически начисленными суммами за этот же период.

Плановые средства на заработную плату в расчете на месяц формируются из (подп. 3.1 раздела I названного письма):

а) должностных окладов и тарифных ставок (окладов), рассчитанных с учетом корректирующих коэффициентов;

б) надбавок за классные чины (класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания);

в) надбавок за особые условия государственной службы. Средства на установление надбавок планируются в зависимости от класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания, предусмотренных в установленном порядке по занимаемой должности;

г) надбавок за выслугу лет к расчетным должностным окладам;

д) надбавок водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов за классность;

е) надбавок за сложность и напряженность труда работникам (кроме рабочих), осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим деятельность государственных органов в размере до 10 % суммы их окладов;

ж) персональных надбавок должностным лицам, назначенным Президентом Республики Беларусь на должность в государственные органы;

з) надбавок к должностным окладам работникам режимно-секретных, шифровальных и мобилизационных органов;

и) сумм повышения должностных окладов молодых специалистов;

к) сумм повышения тарифных окладов (ставок) рабочим и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, за стаж работы в отрасли;

л) сумм повышения тарифных окладов водителей служебных легковых автомобилей и автобусов особо малого (малого) классов, имеющих до 15 мест для сидения (включая место водителя), обслуживающих государственные органы, в размерах до 20 % — в г. Минске и до 15 % — в других городах (районах);

м) доплат за работу в ночное время и оплаты за работу в праздничные и выходные дни;

н) доплат за ненормированный рабочий день водителям служебных легковых автомобилей в размере до 50 % их тарифных окладов за отработанное время;

о) доплат за особый характер работы водителям автобусов особо малого (малого) классов, имеющих до 15 мест для сидения (включая место водителя), обслуживающих государственные органы в размере до 50 % их тарифных окладов за отработанное время;

п) доплат государственным служащим, имеющим ученую степень кандидата и доктора наук, в размерах, соответственно, 5 и 10 % расчетного должностного оклада, а также доплат за ученые звания академикам и членам-корреспондентам Национальной академии наук Беларуси, основным местом работы которых являются государственные органы, в размере, соответственно, 10 и 15 базовых величин;

р) других надбавок, повышений, доплат, предусмотренных законодательством;

с) сумм выплат при замене отсутствующих работников, когда в соответствии с законодательством за ними сохраняется средняя заработная плата и в это время требуется выполнение их обязанностей;

т) средств на заработную плату внештатных работников (не состоящих в штате государственного органа и привлекаемых для выполнения работ на договорных началах). Определяются расчетно исходя из производственной необходимости.

При этом следует иметь в виду, что для расчета экономии в плановые средства на выплату заработной платы по вакантным должностям (профессиям):

  • надбавки за классный чин, особые условия государственной службы и выслугу лет для должностных лиц, а также повышение тарифных ставок и окладов рабочим и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, за стаж работы в отрасли, не включаются;
  • суммы доплат за работу в ночное время и выплаты за работу в праздничные и выходные дни включаются в фактически начисленных суммах;
  • плановые средства на установление надбавок за сложность и напряженность труда работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, не использованные в расчетном месяце на установление указанных надбавок, могут быть использованы на эти цели в течение года или направлены на премирование;
  • плановые средства на премирование, выплату единовременного пособия на оздоровление и оказание материальной помощи не включаются.

В фактически начисленную заработную плату за соответствующий месяц включаются:

а) фактические суммы выплат по должностным окладам, надбавкам и доплатам, указанным в подп. 3.1 раздела I, произведенным за отработанное время в расчетном месяце;

б) отпускные (оплата учебного отпуска), приходящиеся на месяц, за который определяется экономия. При этом следует учесть, что в размер отпускных (оплаты учебного отпуска) за расчетный месяц включаются отпускные (оплата учебного отпуска), выплаченные в предыдущем месяце, но приходящиеся на указанный период. Часть отпускных (оплаты учебного отпуска), выплаченных в месяце расчета, но приходящихся на следующий месяц, в фактически начисленные суммы заработной платы за указанный период не включаются;

в) компенсация за неиспользованный отпуск;

г) доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;

д) доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника.

Экономия по фонду оплаты труда рассчитывается за каждый месяц в отдельности. Размер неиспользованной экономии средств в данном месяце может быть использован в течение года.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 2 (38), февраль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.