№ 2, февраль 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О либерализации в сфере оплаты труда: выплаты стимулирующего характера

Рубрика «Законодательство о труде и заработной плате»

ЮРИЙ ВЕРЕМЕЙКО, юрист

В последнее время в Республике Беларусь происходят существенные изменения законодательства, связанные с либерализацией правоотношений в различных сферах. Не стали исключением и трудовые правоотношения. На протяжении вот уже нескольких лет не утихают споры об эффективности основных принципов оплаты труда, применяемых в Республике Беларусь. Многие полагают, что оплата труда на основе Единой тарифной сетки работников Республика Беларусь уже не отвечает современным требованиям и не способствует развитию экономики, а в некоторых случаях имеет даже отрицательное влияние.

Напомним, что в соответствии с п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС).

Представляется, что основной целью введения ЕТС было соблюдение интересов работников, недопущение различного рода дискриминации и т.п. В то же время на сегодняшний день наблюдается иной эффект от ее применения. В частности, многие наниматели жалуются, что не имеют возможности установить достойный уровень вознаграждения некоторым специалистам. Такая проблема наблюдается в сфере оплаты труда руководителей, маркетологов, программистов и некоторых иных специалистов высокого уровня квалификации.

И действительно, многие из иностранных инвесторов, создающих коммерческие организации в Республике Беларусь, относятся с непониманием к тому, что они не имеют возможности самостоятельно устанавливать размеры заработной платы нанимаемым им специалистам. Например, большинство иностранных инвесторов, приобретая или создавая компанию с иностранными инвестициями, по крайней мере, первоначально привлекают для организации деятельности менеджеров и других специалистов очень высокой квалификации. Соответственно и уровень оплаты таких работников должен быть очень высоким. Обязанность использовать ЕТС не позволяет привлечь таких специалистов, т.к. уровень оплаты, который она позволяет им установить, иногда существенно отличается от требуемого, соответственно, нет возможности организовать деятельность на высоком уровне.

Сегодня много говорится об отсутствии профессиональных кадров высокого уровня, особенно менеджеров, которые смогли бы грамотно организовать работу предприятия и конкурировать на равных с иностранными компаниями. При этом, к сожалению, почему-то забывают о том, что оплата труда таких работников должна быть соответствующей, в противном случае их просто не удастся привлечь.

То же касается не только коммерческих организаций с иностранными инвестициями, но и предприятий с национальными инвестициями. Многие из них также на практике сталкиваются с реальными проблемами в оплате труда профессионалов высокого уровня.

Данные обстоятельства создают серьезные препятствия для развития предпринимательства, о чем неоднократно упоминалось. В связи с этим и предпринимаются различные попытки снизить негативное влияние законодательных ограничений. В то же время полностью отказаться от применения ЕТС Республика Беларусь пока не готова. Однако постепенно необходимость в ее использовании отпадет, т.к. с каждым годом законодатель вынужден предоставлять нанимателю все больше прав, которые разрушают изнутри систему оплаты труда на основе ЕТС. Ведь ее основной принцип — дифференциация и регулирование тарифной части заработной платы работников, которые производятся в зависимости от определенных факторов.

В то же время постоянные изменения законодательства позволяют нанимателю самостоятельно производить дифференциацию, используя выплаты, формирующие тарифную и надтарифную часть заработной платы, а также различные выплаты стимулирующего характера. При этом они даже превышают тарифную часть заработной платы, в связи с чем можно вести речь о постепенной утрате ЕТС присущих ей функций.

Какие же изменения позволяют сделать такие выводы?

В первую очередь можно отметить, что не так давно внесено существенное изменение в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (далее — Инструкция). А с 1 января 2009 г. вступили в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году», а также Декрет Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики».

Чтобы рассмотреть эти изменения подробнее, необходимо вспомнить общие правила оплаты труда с использованием ЕТС. В частности, в соответствии с п. 9 Инструкции тарифные ставки рабочих определяются путем суммирования:

  • тарифной ставки рабочего, рассчитанной на основе ЕТС, которая исчисляется путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации (у ИП), на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда ЕТС (кратный размер тарифной ставки 1-го разряда), установленный рабочему по его профессии, и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям согласно приложению 2 к Инструкции;
  • сумм повышений тарифных ставок рабочих, размеры которых предусмотрены Инструкцией, исчисленных отдельно по каждому основанию путем умножения тарифной ставки, рассчитанной в соответствии с абз. 2 настоящего пункта, на размеры установленных рабочему повышений;
  • сумм повышений тарифных ставок рабочих, размеры которых предусмотрены иными нормативными правовыми актами, исчисленных отдельно по каждому основанию путем умножения суммы составляющих, рассчитанных в соответствии с абз. 2 и 3 настоящего пункта, на размеры установленных рабочему повышений.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 2 (38), февраль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.