№ 9, сентябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Порядок составления локального нормативного правового акта, регулирующего тарифную часть заработной платы

Рубрика «Документарий»

В.А. ГРИГОРЬЕВ, экономист

Значительная часть вопросов, связанных с регулированием оплаты труда работников, решается нанимателем самостоятельно. Например, наниматель (не являющийся организацией, финансируемой из бюджета и пользующейся государственными дотациями) вправе самостоятельно определить порядок выплаты, условия начисления и размер дополнительных поощрительных выплат, устанавливать размер тарифной ставки 1-го разряда, определять формы и системы оплаты труда и т.д.

Со вступлением в силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009 г. № 40 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в значительной мере упрощается механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников.

При этом Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (далее - Инструкция), в новой редакции содержит ряд отсылок к локальным нормативным правовым актам нанимателя, определяя тем самым их высокое значение в регулировании тарифной части заработной платы работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

На основании детального анализа Инструкции в новой редакции можно говорить о том, что принятие локального нормативного правового акта, регулирующего вопросы тарифной части заработной платы, обязательно для большей части коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Законодательство о труде различает следующие виды локальных нормативных правовых актов: коллективные договоры (соглашения), инструкции, положения, порядки, правила и др. Законодательство о труде не содержит каких-либо ограничений относительно выбора вида локального нормативного правового. Так, даже в приказе могут содержаться признаки локального нормативного правового акта.

При составлении локального нормативного правового акта важным является соблюдение следующих условий:

  • документ должен содержать все соответствующие реквизиты;
  • документ должен быть утвержден и согласован в установленной законодательством и нанимателем форме;
  • документ должен содержать правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц (работников нанимателя или отдельных категорий, должностных лиц, руководителей и др.);
  • документ должен быть рассчитан на неоднократное применение.

Следовательно, приказ об утверждении штатного расписания не будет содержать в себе признаки локального нормативного правового акта. В то же время документ, содержащий порядок его (этого документа) применения, устанавливающий на длительное время условия оплаты труда значительной группы работников организации (с указанием категорий или штатных единиц, а не конкретных фамилий), будет содержать все необходимые признаки.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (45), сентябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.