№ 1, январь 2010
Купить этот номер в электронном виде
Скачать демо-номер
|
← Назад к номеру журнала
Особенности оплаты труда работников автотранспорта
Л.С. СТУКАЛОВ, руководитель Белорусского отделения Международной академии транспорта, зам. председателя Высшей международной аттестационной комиссии, ведущий научный сотрудник НИЭИ Минэкономики, д.э.н., академик МАТ, МАИТ, профессор;
Н.В. СВИРИД, экономист
От качества транспортных услуг, оказываемых организациям и населению автомобильным транспортом (далее - автотранспорт), во многом зависят эффективность работы отраслей экономики и качество жизни населения. Вот почему оплата труда работников автотранспорта должна способствовать обеспечению высокого качества этих услуг.
Нормативно-правовое обеспечение
При организации оплаты труда работников автотранспорта наниматели должны руководствоваться:
- Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», установившим, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС);
- постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17» (с изменениями и дополнениями), которым предусмотрено введение условий оплаты труда на основе коэффициентов ЕТС в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам применения этой тарифной сетки;
- Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики», согласно которому общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов (далее - стимулирующие выплаты), выплачиваемых работникам организаций, кроме финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и относимых на себестоимость, включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80 % от суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника, а в организациях, обеспечивающих по итогам предыдущего года рентабельность реализованной продукции, товаров (работ, услуг) на уровне не ниже задания, или предусмотренного бизнес-планом, - не более 100 %;
- Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 23 марта 2009 г. № 40; далее - Инструкция № 123);
- соответствующими статьями Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), иными нормативными правовыми актами.
- Изложим вопросы оплаты труда работников автотранспорта исходя из требований законодательства о труде.
Тарификация работ и работающих
Тарификация - это отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации.
В соответствии со ст. 61 ТК отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.
Для тарификации используются:
- Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 (с изменениями и дополнениями);
- Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32 (с изменениями и дополнениями).
Выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее - ЕКСД), наиболее часто используемые в организациях автотранспорта, приведены в табл. 1.
Таблица 1
Выпуски ЕТКС и ЕКСД
Номер выпуска ЕТКС, ЕКСД
|
Наименование выпуска (раздела) ЕТКС и ЕКСД
|
Дата утверждения и номер постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
|
ЕТКС, выпуск 1
|
Профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики
|
От 30 марта 2004 г. № 33
|
ЕТКС, выпуск 2
|
Сварочные работы <···>. Кузнечно-прессовые и термические работы. Механическая обработка металлов и других материалов. Металлопокрытия и окраска. <···> Слесарные и слесарно-сборочные работы
|
От 28 декабря 2000 г. № 160
|
ЕТКС, выпуск 52
|
<···> Автомобильный и городской электрический транспорт <···>
|
От 25 ноября 2003 г. № 147
|
ЕКСД, выпуск 1
|
Должности служащих для всех отраслей экономики
|
От 30 декабря 1999 г. № 159
|
ЕКСД, выпуск 13
|
Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте
|
От 5 ноября 2002 г. № 142
|
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (49), январь 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Не пропустите новые статьи, следите в социальных сетях:
|