№ 1, январь 2010

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Особенности оплаты труда работников автотранспорта

Рубрика «Расчеты и начисления»

Л.С. СТУКАЛОВ, руководитель Белорусского отделения Международной академии транспорта, зам. председателя Высшей международной аттестационной комиссии, ведущий научный сотрудник НИЭИ Минэкономики, д.э.н., академик МАТ, МАИТ, профессор; Н.В. СВИРИД, экономист

От качества транспортных услуг, оказываемых организациям и населению автомобильным транспортом (далее - автотранспорт), во многом зависят эффективность работы отраслей экономики и качество жизни населения. Вот почему оплата труда работников автотранспорта должна способствовать обеспечению высокого качества этих услуг.

Нормативно-правовое обеспечение

При организации оплаты труда работников автотранспорта наниматели должны руководствоваться:

  • Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников», установившим, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС);
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17» (с изменениями и дополнениями), которым предусмотрено введение условий оплаты труда на основе коэффициентов ЕТС в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по вопросам применения этой тарифной сетки;
  • Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики», согласно которому общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов (далее - стимулирующие выплаты), выплачиваемых работникам организаций, кроме финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и относимых на себестоимость, включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80 % от суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника, а в организациях, обеспечивающих по итогам предыдущего года рентабельность реализованной продукции, товаров (работ, услуг) на уровне не ниже задания, или предусмотренного бизнес-планом, - не более 100 %;
  • Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 23 марта 2009 г. № 40; далее - Инструкция № 123);
  • соответствующими статьями Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), иными нормативными правовыми актами.
  • Изложим вопросы оплаты труда работников автотранспорта исходя из требований законодательства о труде.

Тарификация работ и работающих

Тарификация - это отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации.

В соответствии со ст. 61 ТК отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

Для тарификации используются:

  • Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34 (с изменениями и дополнениями);
  • Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32 (с изменениями и дополнениями).

Выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее - ЕКСД), наиболее часто используемые в организациях автотранспорта, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Выпуски ЕТКС и ЕКСД

Номер выпуска ЕТКС, ЕКСД

Наименование выпуска (раздела) ЕТКС и ЕКСД

Дата утверждения и номер постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

ЕТКС, выпуск 1

Профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики

От 30 марта 2004 г. № 33

ЕТКС, выпуск 2

Сварочные работы <···>. Кузнечно-прессовые и термические работы. Механическая обработка металлов и других материалов. Металлопокрытия и окраска. <···> Слесарные и слесарно-сборочные работы

От 28 декабря 2000 г. № 160

ЕТКС, выпуск 52

<···> Автомобильный и городской электрический транспорт <···>

От 25 ноября 2003 г. № 147

ЕКСД, выпуск 1

Должности служащих для всех отраслей экономики

От 30 декабря 1999 г. № 159

ЕКСД, выпуск 13

Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте

От 5 ноября 2002 г. № 142

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (49), январь 2010 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.