№ 10, октябрь 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Оплата труда на комиссионной основе

Рубрика «Расчеты и начисления»

В.Н. Милашевич, экономист, специалист в области оплаты труда

Воздействие на заинтересованность работников в результатах труда посредством применения различных систем его оплаты является одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике.

Право выбора систем оплаты труда предоставлено нанимателю.

 од системой оплаты труда понимается взаимосвязь показателей, характеризующих норму труда и меру его оплаты, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (по отношению к его нормам) и ценой его рабочей силы, согласованной между работником и нанимателем.

В настоящее время в Республике Беларусь широкое распространение получила система оплата труда на комиссионной основе. Она применяется в организациях, оказывающих услуги населению, осуществляющих торговые операции; для работников отделов сбыта, внешнеэкономической службы организации, рекламных и страховых агентов. Заработок работника за выполнение возложенных на него трудовых обязанностей определяется при этом в виде фиксированного (процентного) дохода от продажи продукции.

 Пример 1

Заработок работника, занимающегося продажей косметических средств, установлен по соглашению сторон (работника и нанимателя) в размере 8 % фактического объема реализованной продукции. Если в течение месяца работник реализовал продукцию на сумму 70 млн руб., то размер его заработка за месяц составит 5,6 млн руб. (70 × 8 / 100).

 Существует множество разновидностей системы оплаты труда на комиссионной основе, увязывающих оплату труда работников с результативностью их деятельности. Выбор одной из них зависит от того, какие цели преследует организация, а также от особенностей реализуемого товара, специфики рынка и других факторов.

В случае если организация стремится к максимальному увеличению общего объема продаж, как правило, устанавливаются комиссионные в виде фиксированного процента от объема реализации. Если организация реализует несколько видов продукции и заинтересована в усиленном продвижении одного из них, то она может устанавливать более высокий комиссионный процент для этого вида изделий.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (118), октябрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.