№ 11, ноябрь 2015

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Вознаграждение по итогам работы за год: практика и расчеты

Рубрика «Расчеты и начисления»

А.Г. Фолежинский, экономист Н.В. Свирид, экономист

Условия и источники выплаты вознаграждения по итогам работы за год

Вознаграждение по итогам работы за год — это поощрительная выплата стимулирующая достижение установленных на год плановых показателей производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации по росту объемов производства товаров (выполнения работ, оказания услуг); повышению производительности труда; увеличению чистой прибыли; повышению рентабельности продаж; увеличению реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт; снижению затрат на их производство и реализацию.

Этот вид вознаграждения является средством закрепления кадров в исключительно важных для экономики страны сферах деятельности: сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, горнодобывающей, химической промышленности и в других производствах, где ощущается недостаток работников.

Вознаграждение по итогам работы за год выплачивается коммерческими организациями, располагающими чистой прибылью, оставшейся после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, а также неиспользованными остатками чистой прибыли по состоянию на 1 января текущего года. Решение об использовании чистой прибыли на эти цели коммерческие организации принимают самостоятельно в порядке, определяемом уставом, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами.

В современной ситуации актуальным условием выплаты вознаграждения по итогам работы за год является выполнение принятых в соответствии с государственными программами планов технической модернизации производств, быстрого обновления активной части основных средств[1].

Правовые основы выплаты вознаграждения по итогам работы за год

При включении данного вида поощрения в систему оплаты труда работников организации следует принимать во внимание правовые аспекты его регулирования заработной платы, содержащиеся в действующих нормативных правовых актах Республики Беларусь.

1. Право нанимателя на введение вознаграждение по итогам работы организации за год закреплено ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), где установлено, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

2. Согласно подп. 1.3 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь при налогообложении не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством, включая вознаграждения по итогам работы за год. Таким образом, суммы указанного вознаграждения не учитываются при налогообложении в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), а следовательно, источником их выплаты является прибыль организации.

3. Не существует правовых ограничений по формированию круга лиц, которым может выплачиваться вознаграждение по итогам работы за год. Показатели, условия и перечень премируемых работников по данному виду вознаграждения устанавливаются на основании локального нормативного правового акта организации. Руководителям государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, также может устанавливаться вознаграждение по итогам работы за год[2]. Однако органам, заключающим контракты с ними, не рекомендовано его применение вместе с годовым бонусом[3].

 4. При формировании вознаграждения по итогам работы следует иметь в виду, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (в ред. от 26.01.2015) установлено, что в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0. Кроме того, им рекомендовано собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в том числе организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда.


[1] См., в частности, гл. 8 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 № 136 (в ред. от 20.06.2014).

[2] Подпункт 6.5 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (в ред. от 13.10.2015; далее — Положение № 597).

[3] Он предусмотрен подп. 6.6 Положения № 597.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 11 (119), ноябрь 2015 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.