№ 3, март 2018

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Критерии оценки степени риска для проведения выборочных проверок: какие они?

Рубрика «К вам пришла проверка»

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.02.2018 № 191[1] утверждены:

  • Положение об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда (далее — Положение № 1);
  • Положение об определении критериев оценки степени риска для отбора субъектов при проведении выборочных проверок соблюдения законодательства о государственном социальном страховании (далее — Положение № 2).

Это сделано во исполнение п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» и на основании протокола заседания Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности от 08.02.2018 № 2.

Справочно

Согласно п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной(надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. от 16.10.2017; далее — Указ№ 510) проведение плановых проверок больше не осуществляется. Вместо них в 2019 г. будут проводиться выборочные проверки.

Такие проверки назначаются с учетом критериев оценки степени риска.

Выборочные проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда

Кто проводит проверки?

Данные проверки проводятся государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент).

Кого включают в перечень субъектов, подверженных риску нарушений законодательства?

В перечень субъектов, подверженных риску нарушений законодательства о труде и об охране труда, включаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, которым в год, предшествующий году, в котором запланировано проведение выборочных проверок, установлены надбавки по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — ОСНСППЗ)[2].

Из сформированного перечня исключаются субъекты:

  • которые по данным Белгосстраха не осуществляют деятельность или находятся в стадии ликвидации (банкротства);
  • в отношении которых запрещено проведение проверок в соответствии с п. 7 Указа № 510;
  • в отношении которых в текущем календарном году планом выборочных проверок запланировано проведение такой проверки;
  • у которых не истекло три календарных года с момента окончания последней выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, проведенной Департаментом.

Как формируют план проверок?

1 Каждому субъекту, включенному в перечень, присваивается количество баллов, соответствующее классу профессионального риска страхователя по ОСНСППЗ (начиная с 3-го класса):

2 Дополнительно к уже начисленным каждому субъекту начисляются баллы в зависимости от наличия у него в календарном году, предшествующем году, в котором запланировано проведение выборочных проверок, критериев оценки степени риска. Некоторые из них представлены далее:

3 Полученные баллы суммируются.

4 Определяется значение индикатора высокой степени риска на основании количества баллов, присвоенных каждому субъекту, и общего количества отобранных субъектов, входящих в перечень.

5 Формируется перечень субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска: т. е. тех, у которых сумма начисленных баллов превышает значение индикатора высокой степени риска. Они рассматриваются для включения в сводный план проверок.

Субъекты, у которых сумма начисленных баллов ниже или равна значению индикатора высокой степени риска, относятся к группе с низкой степенью риска и не рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

6 Субъектам, отнесенным к группе с высокой степенью риска, Департамент направляет контрольные списки вопросов (чек-листы), информацию по которым они должны представить не позднее 10 рабочих дней со дня получения.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.12.2017 № 194 установлены формы контрольных списков вопросов (чек-листов) в сфере надзора за соблюдением законодательства:

  • о занятости населения;
  • о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о труде;
  • об охране труда.

7 По итогам анализа имеющейся в распоряжении Департамента информации о субъекте, отнесенном к группе с высокой степенью риска, изучается возможность выявления Департаментом и (или) устранения субъектом нарушений законодательства без назначения выборочной проверки.

8 Если без проверки выявить и (или) устранить нарушения нельзя, принимается решение о включении субъекта, отнесенного к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок. При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов в первую очередь в него включаются субъекты с наибольшим количеством баллов.

Выборочные проверки соблюдения законодательства о государственном социальном страховании

Кто проводит проверки?

Данные проверки проводятся Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) и его территориальными органами.

Кого включают в перечень субъектов, подверженных риску нарушений законодательства?

В перечень субъектов, подверженных риску нарушений законодательства о государственном социальном страховании, включаются состоящие на учете в областных, Минском городском управлениях ФСЗН, городских, районных и районных в городах отделах (секторах) плательщики:

  • обязательных страховых взносов;
  • взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • иных платежей в ФСЗН.

Из сформированного перечня исключаются следующие субъекты:

  • юридические лица, находящиеся в стадии ликвидации (банкротства);
  • индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы в ФСЗН;
  • в отношении которых запрещено проведение проверок в соответствии с п. 7 Указа № 510;
  • в отношении которых в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение такой проверки;
  • у которых не истекло три календарных года с момента окончания последней выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, проведенной ФСЗН, его территориальными органами.

Как формируют план проверок?

1 Каждому субъекту, включенному в перечень, начисляются баллы в зависимости от наличия у него в календарном году, предшествующем году, в котором запланировано проведение выборочных проверок, критериев оценки степени риска. Некоторые из них представлены далее:

Полученные баллы суммируются.

2 Определяется значение индикатора высокой степени риска на основании количества баллов, присвоенных каждому субъекту, и общего количества отобранных субъектов, входящих в перечень.

3 Формируется перечень субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска: т. е. тех, у которых сумма начисленных баллов превышает значение индикатора высокой степени риска. Такие субъекты рассматриваются для включения в сводный план проверок Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Субъекты, у которых сумма начисленных баллов ниже или равна значению индикатора высокой степени риска, относятся к группе с низкой степенью риска и не рассматриваются для включения в сводный план проверок.

4 По итогам анализа имеющейся в распоряжении ФСЗН информации о субъекте, отнесенном к группе с высокой степенью риска, изучается возможность выявления ФСЗН и (или) устранения субъектом нарушений законодательства без назначения выборочной проверки.

5 Если без проверки выявить и (или) устранить нарушения нельзя, принимается решение о включении субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска, в сводный план проверок.

При невозможности осуществления выборочных проверок всех субъектов в сводный план проверок в первую очередь включаются субъекты с наибольшим количеством баллов.

Выборочные налоговые проверки

Приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.02.2018 № 20[3] (далее — Приказ № 20) утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки.

Эти критерии установлены в зависимости от применяемой субъектом системы налогообложения.

Например, для организаций, применяющих общеустановленную систему налогообложения, они содержатся в приложении 1 к Приказу № 20, применяющих УСН, — приложении 2 к Приказу № 20, уплачивающих единый налог на вмененный доход, — приложении 3 к Приказу № 20, уплачивающих налог на доходы от лотерейной деятельности, — приложении 4 к Приказу № 20.

Обратите внимание!

Критерии оценки степени риска определяются за календарный год, предшествующий году, в котором формируется план выборочных проверок. Отдельные критерии определяются за два или три календарных года, предшествующих году, в котором формируется план выборочных проверок.

Порядок включения субъектов в план проверок аналогичен рассмотренному выше:

  • каждому субъекту начисляются баллы в зависимости от наличия у него критериев оценки степени риска. Некоторые из них представлены далее:

  • полученные баллы суммируются
    Следует обратить внимание на то, что по каждой группе критериев установлена максимальная сумма баллов (например, для организаций, применяющих общеустановленную систему налогообложения, — 204, применяющих УСН, — 139);
  • определяется значение индикатора высокой степени риска;
  • формируется перечень субъектов, отнесенных к группе с высокой степенью риска;
  • принимается решение о включении субъектов в сводный план проверок.

Необходимо отметить, что в настоящее время критерии оценки степени риска также утверждены Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31.01.2018 № 27 «Об утверждении методики отбора субъектов для включения в сводные планы выборочных проверок на основании системы оценки степени риска и критериев оценки степени риска».


[1] Вступил в силу с 16 февраля 2018 г.

[2] Пункт 3 Положения № 1.

[3] Вступил в силу с 9 февраля 2018 г.

Статья опубликована в журнале «Заработная плата» № 3 (147), март 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.