№ 11, ноябрь 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Взыскание средств при нарушении антикоррупционных обязательств: обзор судебной практики

Рубрика «Законодательство о труде и заработной плате»

В.Э. Самосейко, юрист

Правовые основания для взыскания средств, полученных в результате нарушения антикоррупционных ограничений

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (в ред. от 06.01.2021; далее — Закон № 305-З) государственные должностные лица — это, в частности, лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения соответствующих мер, в т. ч. установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления.

Государственное должностное лицо не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение (абз. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 305-З).

В ч. 2 ст. 17 Закона № 305-З указано, что государственные служащие, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона № 305-З денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение 10 дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 11 (203), ноябрь 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.