№ 2, февраль 2022

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Какие изменения произошли в законодательстве в январе 2022 года?

Рубрика «Гарантии и компенсации»

Изменены критерии, с применением которых определяется наличие права на пособие по временной нетрудоспособности

С 21.01.2022 вступили в силу изменения, внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.12.2021 № 694 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Постановление № 694) в Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"» (далее — Положение № 569 и Постановление № 569 соответственно).

В частности, п. 2 Положения № 569 дополнен нормой, согласно которой лицам, работающим по трудовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, за которых уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда1 на социальное страхование в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются по случаям временной нетрудоспособности, беременности и родам, наступившим со дня участия в системе государственного социального страхования.

Обратите внимание!
До 21.01.2022 работник имел право на пособия, если перерыв в уплате страховых взносов в бюджет фонда между месяцем, за который в последний раз они были уплачены за работника, в т. ч. другим плательщиком взносов, и месяцем, в котором наступили случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, составлял не более 6 месяцев или если взносы за работника были уплачены в месяце наступления случаев временной нетрудоспособности, беременности и родов до дня их наступления (Разъяснение Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2018 «Разъяснение о применении пункта 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, при назначении пособий лицам, работающим по трудовым договорам» (утратило силу 21.01.2022)).

 

Согласно Разъяснениям Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.01.2022 «Разъяснения о применении пункта 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, при назначении пособий лицам, работающим по трудовым договорам (по изменениям, вступившим в силу с 21.01.2022)» в связи с тем, что граждане Республики Беларусь, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, они являются участниками системы государственного социального страхования со дня приема на работу. Согласно Положению № 569 в редакции, действующей с 21.01.2022, это дает им право на пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Справочно.
Плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и осуществляют иные платежи в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. В тех случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, плательщики уплачивают взносы в бюджет фонда не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

 

Днем возникновения права на пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам является день, с которого лицо освобождается в соответствии с законодательством от работы или иной деятельности в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, а также с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев либо установлением опеки над ребенком в возрасте до трех месяцев согласно листку нетрудоспособности (п. 4 Положения № 569). Следовательно, наличие права на пособия определяется на этот день.

Таким образом, если случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов наступили 21.01.2022 и позднее, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются работникам независимо от уплаты взносов в бюджет фонда до начала этих случаев.

Пример 1.
Работник работает в организации с 10.01.2022. В этой организации обязательные страховые взносы в бюджет фонда будут уплачены за него 17 февраля — в день выплаты заработной платы за январь. Последний раз уплата данных взносов производилась за него в марте 2020 г
Работник представил два листка нетрудоспособности, выданных на периоды:
• с 20.01.2022 по 24.01.2022 — листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком;
• с 27.01.2022 по 31.01.2022 — листок нетрудоспособности в связи с заболеванием.
По первому листку нетрудоспособности работник не имеет права на пособие, т. к. перерыв в уплате взносов между месяцем, за который они в последний раз были за него уплачены (мартом 2020 г.), и месяцем, в котором наступил случай временной нетрудоспособности (январем 2022 г.), составил более 6 месяцев, а в месяце наступления указанного случая до дня его наступления взносы за работника также не уплачивались.
По второму листку нетрудоспособности у работника имеется право на пособие, несмотря на то, что к моменту наступления этого случая нетрудоспособности прошло более 6 месяцев с месяца последней уплаты за него взносов, а в месяце наступления указанного случая взносы также не уплачивались, т. к. работник освобождается от работы после 21.01.2022.

 

Пример 2.
Работник работает в организации с 01.02.2022. Он представил листок нетрудоспособности в связи с заболеванием, выданный на период с 01.02.2022 по 10.02.2022. Последний раз обязательные страховые взносы в бюджет фонда уплачивались за него в марте 2021 г.
аботник имеет право на пособие по временной нетрудоспособности.
Если бы в рассматриваемом случае временная нетрудоспособность наступила на день раньше — 31.01.2022 (до дня трудоустройства), то права на пособие по временной нетрудоспособности у него не было бы.

 

Установлен размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, в котором они выплачиваются за счет бюджета фонда при выявлении факта умышленного завышения нанимателем суммы пособия. Он составляет минимальный размер пособий — 50 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала (п. 38 Положения № 569). Ранее в таких случаях расходы на пособие не принимались к зачету в счет страховых взносов в бюджет фонда в полном размере.

Обратите внимание!
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденное Постановлением № 569, дополнено п. 211, согласно которому получатели государственных пособий сообщают сведения по месту назначения государственных пособий о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера государственного пособия или прекращение (приостановление) его выплаты, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (в ред. от 15.07.2021; далее — Закон № 7-З) в письменной или электронной формах с приложением соответствующих документов и (или) сведений (при наличии):
• в ходе личного обращения и (или) обращения через своих представителей;
• на адрес электронной почты государственного органа, иной организации, назначающих и выплачивающих государственные пособия, или в специальной рубрике на официальном сайте государственного органа, иной организации, назначающих и выплачивающих государственные пособия, в глобальной компьютерной сети Интернет (предназначенной для электронных обращений);
• нарочным (курьером) или по почте.

 

Вступил в силу новый закон о взносах в бюджет фонда

С 21.01.2022 вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — Закон № 118-З). В связи с этим утратил силу Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

Закон № 118-З объединил четыре нормативных правовых акта и предусматривает комплексное регулирование государственного социального страхования. Он определяет:

  • круг плательщиков обязательных страховых взносов в бюджет фонда;
  • объект для начисления обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • размеры взносов, сроки и порядок их уплаты;
  • права и обязанности плательщиков.

Для работодателей и работающих граждан порядок определения объекта для начисления обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование после вступления в силу Закона № 118-З не изменился. Не изменились и размеры обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование, установленные для них.

Работодатели теперь освобождаются от уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I или II группы, с месяца, следующего за месяцем, в котором установлена инвалидность (ранее момент, с которого начинало действовать освобождение, установлен не был).

Для предоставления общественным объединениям инвалидов льготы по уплате взносов в бюджет фонда в виде пониженного страхового тарифа (12 %) установлена минимальная доля инвалидов в штатной численности работающих — не менее 30 % (ст. 5 Закона № 118-З).

Теперь плательщики обязаны обращаться в органы Фонда за финансированием средств на выплату государственных пособий, а органы Фонда имеют право на приостановку операций по их банковским счетам за невыполнение этой обязанности. В ст. 16 Закона № 118-З установлен порядок уплаты взносов в случаях ликвидации (прекращения деятельности) плательщиков, снятия их с учета в органах Фонда.

 

Внесены изменения в Положение № 1297

Постановлением № 694 также внесены редакционные изменения в Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (далее — Положение № 1297).

Так, согласно п. 2 Положения № 1297 объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в т. ч. на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее — Перечень № 115).

Изменение связано с тем, что до 01.01.2022 в названии Перечня № 115 использовался предлог «по» («не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т. ч. по профессиональному пенсионному страхованию»), после — предлог «на» («не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в т. ч. на профессиональное пенсионное страхование»).

К сведению.
С 13.01.2022 утратило силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104 «Об утверждении перечня категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу». Данным постановлением было предусмотрено прохождение обязательного осмотра нарколога при поступлении на работу для бухгалтера и кассира.

 

Предусмотрено восстановление сроков обращения за назначением государственных пособий при их пропуске

С 21.01.2022 согласно п. 21 ст. 26 Закона № 7-З в случае пропуска по уважительным причинам сроков обращения за назначением государственных пособий, предусмотренных ст. 12 (пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет), 14 (пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет), 15 (пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей) и 18 (пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) Закона № 7-З, они могут быть восстановлены решениями:

  • областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения — при назначении государственных пособий по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в резидентуре;
  • комитетов по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов — при назначении государственных пособий в органах по труду, занятости и социальной защите, государственном учреждении «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

В случае восстановления пропущенных сроков государственные пособия назначаются и выплачиваются не более чем за три года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право.

Справочно.
Об изменениях, которые произошли с 01.01.2022 в Перечне № 115, читайте в статье «Перечень № 115: что изменилось?», опубликованной в январском номере журнала «Заработная плата» за 2022 г.
О том, какие изменения были внесены с 21.01.2022 в Инструкцию о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1, читайте в этом номере журнала «Заработная плата» на с. 34–37.

 

Даны рекомендации по обработке персональных данных в связи с трудовой деятельностью

В Рекомендациях Национального центра защиты персональных данных Республики Беларусь от 18.01.2022 «Рекомендации об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью» рассмотрены типичные ситуации, связанные с обработкой персональных данных:

  • при оформлении трудовых (служебных) отношений;
  • в процессе трудовой (служебной) деятельности;
  • соискателей на трудоустройство;
  • близких родственников (членов семьи) работника.

Также освещен вопрос о предоставлении персональных данных работника (в т. ч. уволенного) третьим лицам.

В частности, получение согласия работника на обработку персональных данных не требуется:

  • при выдаче ему командировочного удостоверения (ст. 93 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК));
  • выдаче расчетного листка с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей ее суммы, подлежащей выплате (ст. 80 ТК);
  • ведении табелей использования рабочего времени, годовых табельных карточек и других документов с указанием фамилии, инициалов работника, календарных дней учетного периода, количества отработанного времени и других необходимых сведений (ст. 133 ТК).

Не требуется получение согласия на обработку персональных данных и в тех случаях, когда обработка персональных данных и их перечень прямо не называются в акте законодательства, но на нанимателя возлагаются определенные обязанности, требующие использования персональных данных.

Например, Трудовой кодекс возлагает на нанимателя обязанности:

  • выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;
  • предоставлять работникам гарантии и компенсации (в связи с беременностью, наличием детей, инвалидностью, при служебных командировках, в связи с переездом на работу в другую местность и т. п.);
  • предоставлять работникам трудовые и социальные отпуска, в т. ч. планировать трудовой отпуск в определенное время отдельным категориям работников;
  • затребовать письменное объяснение работника до применения дисциплинарного взыскания, до издания распоряжения нанимателя об удержании из заработной платы для возмещения ущерба, причиненного работником, и т. п.
Обратите внимание!
Обработка нанимателем персональных данных работников для ведения телефонных справочников с указанием фамилии, собственного имени, отчества, должности, рабочего телефона, сайтов общего доступа работников, иных инструментов делового сотрудничества и обмена информацией между работниками, указания фамилии, собственного имени, отчества и должности на дверях кабинетов и т. п. также может осуществляться без получения их согласия на основании абз. 8 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон № 99-З).
Обработка на основании абз. 8 ст. 6 Закона № 99-З может производиться в т. ч. в случаях награждения работников грамотами, благодарностями, занесения на Доску Почета.

 

При приеме на работу работник представляет нанимателю сведения о дате рождения (заполняется в личном листке по учету кадров). Данные сведения представляются работником исключительно для целей трудовых отношений и в предусмотренных законодательством случаях могут использоваться без согласия работника (предоставление предусмотренных законодательством (коллективным договором) гарантий, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, и т. п.).

К сведению.
Распространенным нарушением является то, что форма резюме, составленная нанимателем, предусматривает сбор данных о кандидате, которые не имеют отношения к выполнению планируемой работы, например о его родственниках, размере заработной платы на предыдущем месте работы, идентификационном номере, если это не предусмотрено законодательством.

 

При этом получать в кадровой службе организации сведения о днях рождения работников (например, для их поздравления коллегами) без согласия работника нельзя. Их следует получить у самого работника.

Обработка персональных данных близких родственников (членов семьи) работника осуществляется без их согласия на основании абз. 8 ст. 6 Закона № 9-З в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, предоставление сведений о близких родственниках и (или) членах семьи работника предусмотрено:

  • законодательством о труде (например, при предоставлении социального отпуска при рождении ребенка, компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность и т. п.);
  • при заполнении личного листка по учету кадров и составлении автобиографии для включения в личное дело работника;
  • при заполнении личной карточки воинского учета.

Статья опубликована в журнале «Заработная плата» № 2 (194), февраль 2022 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.