№ 11, ноябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О порядке ведения и применения книги учета предписаний на проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности

Рубрика «Документарий»

Э.Н. Давыдова, начальник отдела делопроизводства и формирования Национального фонда Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь

Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, которые в пределах своей компетенции имеют право осуществлять государственные органы и иные организации, проводятся на основании предписаний руководителя контролирующего органа или его заместителя. Учет предписаний в контролирующем органе осуществляется в соответствии с Положением о порядке учета контролирующим органом предписаний на проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 618 (далее — Положение).

Пунктом 2 Положения предусматривается ведение специальной книги, которая оформляется согласно приложению к Положению (см. приложение 1).

Назначение лица, ответственного за ведение и сохранность книги, должно быть закреплено в приказе (распоряжении, постановлении) (см. приложение 2).

Пунктом 2 Положения установлен порядок, в соответствии с которым книга учета предписаний на проверки (ревизии) ведется как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Исходя из содержания данного пункта, книга в этом случае будет вестись в двух формах — традиционной (на бумажном носителе) и одновременно в электронной. Если же в организации отсутствует система электронного учета документов, предписания учитываются в книге традиционной формы.

Положением определены строгие правила оформления книги на бумажном носителе: она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и скреплена печатью контролирующего органа.

Поскольку такой порядок не возможен при ведении учета предписаний в электронном виде, наличие в организации книги, оформленной в соответствии с выше названными требованиями Положения, обязательно, несмотря на параллельный электронный учет.

При этом следует обратить внимание на порядок шнурования книг (журналов).

Пунктом 3 Правил ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2001 г. № 248, предусмотрено, что книга учета проверок (ревизий) должна быть пронумерована, прошнурована и оформлена подписью руководителя и печатью юридического лица (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя.

В то же время в Положении о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285, шнурование книги замечаний и предложений не оговаривается.

На делах, заводимых в делопроизводстве организации и подлежащих нумерации, номера листов проставляются в правом верхнем углу черным графитным карандашом. Аналогичным образом должна быть пронумерована и книга учета предписаний на проверки (ревизии).

В п. 4 Положения оговаривается порядок регистрации предписаний. Подписывая предписание, руководитель (заместитель руководителя) должен проставить дату, а затем его зарегистрировать. Номер и дата предписания являются реквизитами наряду со способами удостоверения предающими документам юридическую силу.

Регистрация документов в организации осуществляется в течение календарного (делопроизводственного) года.

Поскольку книга может вестись несколько лет, со следующего года нумерация предписаний в этой книге начинается с № 1. Так, если в книге за 2006 г. было зарегистрировано 25 предписаний, то при продолжении регистрации в этой же книге с 1 января 2007 г. их нумерация начинается с № 1.

Если же в течение календарного года будут заведены, например, две книги, то во второй книге регистрация предписаний будет продолжена. Так, если последнее предписание в 1-й книге зарегистрировано за номером 60, то во 2-й книге следующее предписание будет зарегистрировано за номером 61.

Книга учета предписаний как самостоятельное дело, которому присваивается индекс, должна включаться в номенклатуру дел организации в соответствующий раздел. Номенклатура дел организации на каждый календарный год вводится в действие с 1 января. Поскольку постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 618 «Об утверждении Положения о порядке учета контролирующими органами предписаний на проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности» издано в мае 2006 г., в номенклатуру дел на 2006 г. книга будет включена под резервным (дополнительным) индексом в конце соответствующего раздела номенклатуры дел (см. приложение 3). При составлении номенклатуры дел на следующий (2007 г.) и последующие годы книге будет присвоен индекс в соответствии с общепринятым порядком систематизации дел в номенклатуре.

Например, если ответственным за ведение книги руководителем назначен работник отдела труда и заработной платы, то и делу (книге) будет присвоен индекс, включающий индекс этого раздела (2) и порядковый номер в этом разделе (21), например, 2-21 (см. приложение 3).

Следует напомнить, что в проверяемой организации книга проверок (ревизий), которая ведется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2001 г. № 248 «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)», также должна быть включена в номенклатуру дел организации под самостоятельным индексом в соответствующий раздел номенклатуры дел.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 11 (11), ноябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.