№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Практика применения минимальных социальных стандартов в области оплаты труда

Рубрика «Гарантии и компенсации»

АЛЕКСАНДР ФОЛЕЖИНСКИЙ, экономист, НИКОЛАЙ СВИРИД, экономист

Успех продуманного подхода к оплате труда в коммерческих организациях зависит не только от его воздействия на экономику труда, но и от правильного применения социальных и правовых принципов регулирования заработной платы. Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» (с изменениями и дополнениями) установлены два государственных минимальных стандарта в области оплаты труда:

o       минимальная заработная плата (месячная и часовая);

o       республиканские тарифы оплаты труда.

Рассмотрим, как они используются в практике коммерческих организаций.

Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата представляет собой государственный обязательный минимальный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда (ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК). Суть данной нормы заключается в требовании к нанимателям обеспечивать низшую границу оплаты неквалифицированного труда. Она призвана гарантировать работникам воспроизводство физических и психических способностей на социально приемлемом минимальном уровне. При определении размера минимальной заработной платы ее соотносят с социальными нормативами — бюджетом прожиточного минимума, а при его достижении — с минимальным потребительским бюджетом. По мере повышения относительного размера минимальной заработной платы возрастает ее значение в качестве базы при согласовании сторонами коллективных переговоров тарифных условий оплаты труда.

Как социальный норматив минимальная заработная плата нацелена на защиту некоторых наиболее уязвимых групп работников и снижение уровня бедности работающего населения. Установленный государством размер минимальной заработной платы не может быть уменьшен соглашением сторон ни в коллективном договоре организации, ни в индивидуальном трудовом договоре.

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 124-3 «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» определено, что:

o       размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год;

o       размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции;

o       минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется как государственный минимальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда;

o       размер минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников;

o       минимальная заработная плата, установленная в соответствии с настоящим Законом, выплачивается организациями, финансируемыми из бюджета, за счет соответствующих бюджетов, иными организациями — за счет их собственных средств, предназначенных на оплату труда.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 54 «Об установлении размеров минимальной заработной платы» с 1 января 2006 г. введена месячная минимальная заработная плата в размере 156 900 руб., часовая минимальная заработная плата — 930 руб.

Согласно ст. 59 ТК в состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты, поэтому ее можно сравнивать с тарифной частью заработной платы.

Условиями выплаты минимальной заработной платы является выполнение определенных требований: соблюдение установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнение норм труда.

Пример простой повременной (почасовой) оплаты труда

По результатам финансово-хозяйственной деятельности в организации установлена часовая тарифная ставка 1-го разряда в размере 713 руб. Тарифная ставка уборщика помещений 1-го разряда с учетом коэффициента за характер и условия труда составила 784 руб. (713 руб. ´ 1,1). Уборщик помещений отработал в режиме 40-часовой 5-дневной рабочей недели в марте 160 ч против 175 ч, предусмотренных графиком работ (сменности). Сумма повременного заработка уборщика за март будет равна:

784 руб. ´ 160 ч = 125 440 руб.

Произведем расчет минимально гарантированного размера оплаты труда:

930 руб. ´ 160 ч = 148 800 руб.,

где 930 руб. — часовая минимальная заработная плата.

Рассчитаем сумму доплат уборщику за март:

148 800 руб. – 125 440 руб. = 23 360 руб.

Пример простой повременной оплаты труда на основе месячных окладов

Действующая в коммерческой организации тарифная ставка 1-го разряда составляет 85 000 руб. Оклад экспедитора равен 133 000 руб. (1,57 ´ 85 000 руб.). В апреле экспедитор отработал 17 рабочих дней против 20 дней по графику. Зарплата экспедитора составит 113 050 руб. (133 000 руб. / 20 дн. ´ 17 дн.), а минимально гарантированная сумма зарплаты — 133 370 руб. (156 900 руб. / 20 дн. ´ 17 дн.). Отсюда рассчитаем величину доплаты экспедитору:

133 370 руб. – 113 050 руб. = 20 320 руб.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 8 (8), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.