№ 1, январь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Приобретение проездных билетов для работников: вопросы учета и налогообложения

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Е.Т. ЛОБАЗОВА, экономист

В целях бухгалтерского учета в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с управлением производством, в т.ч. расходы на приобретение проездных билетов на транспорт общего пользования (за исключением такси) для штатных сотрудников, работа которых носит разъездной характер, если эти работники на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом. Приведенная норма содержится в подп. 2.2.10.1 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с подп. 5.34 Перечня расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаемых в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) (приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 380), указанные расходы учитываются при налогообложении в составе прочих затрат организации.

На предприятии должен быть составлен перечень работников (с указанием должностей), специфика деятельности которых дает им право на приобретение проездных билетов общего пользования на проезд в общественном транспорте в рабочее время по служебным делам. Такой перечень утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Проездные билеты должны быть оприходованы по первичным бухгалтерским документам. По ним уполномоченным работником ведется журнал ежедневного учета, фиксирующий время выдачи и сдачи работниками проездных билетов. В конце рабочего дня проездные билеты должны быть сданы ответственному лицу, о чем делается отметка в журнале. В выходные и праздничные дни эти проездные билеты должны храниться в организации.

По окончании отчетного периода необходимо возвращать использованные проездные билеты в бухгалтерию. Если же сотрудник не возвратил проездной документ по причине его утери, то ответственному работнику, выдавшему билет, следует составить акт об утере с указанием даты составления, серии и номера утерянного документа, Ф.И.О. работника, его утерявшего, подписей и расшифровок подписей лиц, составивших акт. На основании записей в журнале регистрации выданных и сданных проездных документов, акта об утере проездного его стоимость может быть списана на себестоимость продукции (работ, услуг).

Проездные билеты могут приобретаться двумя способами: централизованно у автотранспортного предприятия путем безналичного перечисления оплаты за них или путем выдачи денежных средств в подотчет работнику организации (или каждым работником самостоятельно).

В случае выдачи аванса подотчетному лицу для приобретения проездных билетов необходимо обратить внимание на следующие моменты.

  1.  Суммы, оплаченные работником за проездные билеты, включаются в расчеты наличными денежными средствами между субъектами предпринимательской деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359) и не должны превышать определенного законодательством Республики Беларусь предельного размера расчетов (50 базовых величин в месяц) при наличии разрешения руководителя обслуживающего банка.
  2. На практике нередко встречаются ситуации, когда аванс работнику не выдается и он использует свои денежные средства в интересах предприятия. В таких случаях использованные личные средства физических лиц включаются в фактическую сумму расчетов наличными денежными средствами между субъектами предпринимательской деятельности по дате фактического расходования денежных средств. Даты составления авансовых отчетов и фактического возмещения физическим лицам использованных ими личных средств в данных случаях не учитываются.
  3. Выдача наличных денежных средств под отчет производится при условии полного отчета по ранее выданным суммам из касс субъектов хозяйствования на хозяйственно-операционные расходы в размере не более 50 базовых величин и на сроки, определяемые руководителями субъектов хозяйствования, но:

а) не более 3 рабочих дней — на расходы, производимые в месте нахождения предприятия;

б) не более 10 рабочих дней — на расходы, производимые вне места расположения предприятия;

в) до 30 рабочих дней — в сумме, не превышающей размера одной базовой величины.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они были выданы, предъявить отчет об израсходованных суммах и возвратить в кассу неиспользованные деньги.

На многих предприятиях в соответствии с локальными нормативными актами (коллективными договорами, распоряжениями и т.д.) проездные билеты приобретаются для своих работников в качестве социальной льготы. Расходы, понесенные предприятием на приобретение проездных билетов, в этих и иных случаях (работникам, работа которых не имеет разъездного характера; внештатным сотрудникам; для поездок, не связанных с хозяйственной деятельностью организации и выполнением служебных обязанностей), в себестоимости продукции (работ, услуг) и в составе затрат для целей налогообложения не учитываются. Источником таких расходов являются собственные средства предприятия.

Несмотря на то, что стоимость проездных билетов, приобретенных для работников в качестве социальной льготы, отражается в составе расходов, не участвующих в налогообложении, налогом на добавленную стоимость они не облагаются. Это объясняется тем, что подп. 19.15 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 16 (с изменениями и дополнениями), предусмотрено освобождение от обложения НДС услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом в пригородном сообщении. В номинальную стоимость проездных документов (билетов на одну поездку, месячных, декадных проездных билетов и т.п.) налог не включается и при их реализации не уплачивается. При этом согласно названной Инструкции положения п. 19 распространяются также на плательщиков, у которых указанные товары (услуги) используются для собственного потребления непроизводственного характера. Под собственным потреблением непроизводственного характера объектов, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения, понимается любое потребление объектов, за исключением отнесения на затраты и внереализационные расходы, участвующие в исчислении облагаемой налогом прибыли, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц и налогом на доходы.

На момент написания статьи форма налоговой декларации (расчета) по НДС и правила ее заполнения изложены в постановлении Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2004 г. № 17. Все обороты, освобождаемые от НДС, отражаются в строке 8 декларации. В упомянутых правилах оговорено, что в строке 8 не отражаются обороты, исключаемые при расчете удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов. В п. 2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость сказано, что при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, из суммы оборота исключается в числе прочего налоговая база по приобретенным товарам (работам, услугам), освобожденным от налога, переданным для собственного потребления непроизводственного характера. Следовательно, в строке 8 декларации по НДС не отражаются обороты по списанию за счет собственных средств стоимости проездных билетов, приобретенных для сотрудников предприятия.

Стоимость предоставленных работникам социальных льгот в виде оплаты проездного билета рассматривается как доход соответствующих физических лиц, поэтому возникает необходимость исчисления ряда налогов.

Согласно подп. 40.17 Инструкции о порядке реализации взымания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учета, утвержденной постановлением Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 33 (с изменениями и дополнениями), не подлежат налогообложению не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок физических лиц юридическими лицами и предпринимателями в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение календарного года на момент выдачи. Налоговые агенты обязаны вести учет указанных выплат по каждому плательщику.

При этом определение размера дохода, не подлежащего обложению подоходным налогом, должно производиться с учетом изменения размера базовой величины: ее увеличение влечет изменение не подлежащей налогообложению предельной величины совокупной суммы доходов (при условии, что выплаты таких доходов производятся после ее увеличения).

Суммы выплат (в т.ч. приобретение проездных билетов) сверх установленного предела подлежат налогообложению в порядке и размерах, установленных Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (в редакции Закона от 9 декабря 2005 г. № 78-З).

Проездной билет, полученный физическим лицом не по месту основной работы, также не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, поэтому указанная выплата и в данном случае не подлежит обложению подоходным налогом в пределах 150 базовых величин. В то же время налоговый агент обязан в общеустановленном порядке сообщить о суммах начислений таких доходов в налоговый орган.

С 1 января 2007 г. планируется отмена обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и чрезвычайного налога, которые взимались единым платежом в размере 4 % от фонда заработной платы. Таким образом, начиная с текущего года, указанными отчислениями не облагаются оплата абонементов в группы здоровья, занятий в секциях и клубах, протезирования, массажа, подписки на газеты и журналы, а также стоимость проездных билетов, приобретенных для личного пользования работников.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Республики Беларусь» (в редакции Закона от 28 июля 2003 г. № 232-З) базой для начисления страховых взносов являются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 1 (13), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.