№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Консультация аудитора

Рубрика «Прямая линия»

В.Г. ПАСЕВИЧ, ведущий аудитор СООО «Правильная компания»

В организации изменилась ставка 1-го разряда. В связи с этим дополнительная мера стимулирования по контракту (повышение тарифной ставки) также изменилась. Каким образом это правильно оформить?

Пунктом 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» установлено, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством).

Таким образом, если эта дополнительная мера стимулирования труда оговорена контрактом в процентах, то никаких изменений и дополнений в контракт вносить не следует. 

Если мера стимулирования выражена в денежных единицах (твердой сумме, не превышающей 50 % тарифной ставки), то вносить какие-либо изменения в контракт также нет необходимости, поскольку при изменении тарифной ставки 1-го разряда установленная сумма не увеличивается.

Пунктом 9 Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123, предусмотрено, что тарифные ставки (оклады) определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда ЕТС, установленного работнику.

Суммы повышений и (или) уменьшений тарифных ставок (тарифных должностных окладов), предусмотренные данной Инструкцией, суммируются с тарифными ставками (тарифными должностными окладами) и образуют расчетную ставку (расчетный должностной оклад) по ЕТС.

Суммы повышений по иным основаниям (например, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29), предусмотренным законодательством, суммируются с расчетными ставками (расчетными должностными окладами) и образуют ставку (должностной оклад) работника, на основе которых производится дальнейший расчет заработной платы работников.

Следовательно, если рассчитанная таким образом ставка (должностной оклад) работника, принятая для расчета заработной платы, предусмотрена штатным расписанием, то в штатное расписание должны быть внесены соответствующие изменения.

В частном торговом предприятии по графику работы рабочий день продавца с 8.00 до 23.00. Необходимо ли производить доплату за работу в ночное и вечернее время? Если да, то как правильно вести учет в табеле использования рабочего времени?

Работник уволен 1 июня 2007 г., расчет произведен 11 июня 2007 г. (в трудовой книжке день увольнения 1 июня 2007 г.). Работник подал иск в суд. По решению суда организация должна выплатить сумму за просрочку выплаты расчета при увольнении с 2 июня по 11 июня 2007 г. Нужно ли организации удерживать из этой суммы какие-либо налоги?

В соответствии со ст. 117 ТК ночным считается время с 22 часов до 6 часов. Согласно ст. 70 ТК за каждый час работы в ночное время и за многосменный режим работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника.

К работе в ночное время, даже если она приходится на часть рабочего дня или смены, не допускаются:

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
  • работники моложе 18 лет.

Инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им в соответствии с медицинским заключением.

В табеле учета использования рабочего времени производятся отметки в виде условных обозначений: «Я» — часы (дни работы), «Н» — ночные часы работы, «ВЧ» — вечерние часы работы и т.д.

По мнению автора, отметки о явках и неявках на работу по числам месяца при наличии ночных часов (условные обозначения) должны проставляться через дробь (например, Я/ВЧ). Однако в итоговых данных об отработке за месяц должны содержаться сведения об отработанных часах (всего), из которых выделяются сверхурочные, ночные и вечерние часы. На основании этих данных производится расчет заработной платы.

Согласно ст. 78 ТК в случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» объектом обложения подоходным налогом являются доходы физических лиц. При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Поскольку выплаты среднего заработка за дни задержки расчета при увольнении работнику прежним нанимателем не включены (ст. 12 названного Закона) в состав доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемым от налогообложения), такие доходы признаются подлежащими налогообложению.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) установлено, что объектом начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (с изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 1 этого Закона плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:

  • работодатели;
  • работающие граждане (для работающих граждан, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств, — 1 % от базы).

В упомянутом Перечне отсутствуют выплаты среднего заработка за дни задержки расчета при увольнении; следовательно, эти выплаты являются объектом для удержания обязательных страховых взносов (1 % от базы).

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2007 г. № 878 премии и надбавки, выплачиваемые руководителю организации, начисляются сверх установленного законодательством норматива включения в затраты по производству и реализации продукции, учитываемые при налогообложении, премий и надбавок, выплачиваемых работникам организации в целом. Необходимо ли при расчете предельного размера выплат по системам премирования (30 %) из суммы заработной платы по тарифным ставкам (должностным окладам) исключать заработную плату руководителя?  

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17» установлено, что размер премий за производственные результаты (текущее премирование), выплачиваемых работникам организаций и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не должен превышать 30 % заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работника в месяц. При этом в расчет принимаются премии, выплаченные за фактически отработанное время (выполненную работу) за месяц (квартал) в целом по организации.

Следовательно, поскольку в расчет не включаются сами премии, начисленные руководителю организации, то в расчет не принимается и начисленная ему заработная плата.

Каков порядок исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главных специалистов организации и средней заработной платы по организации в целом?

При расчете коэффициента следует руководствоваться Инструкцией о порядке исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главного специалиста и средней заработной платы в целом по коммерческой организации государственной формы собственности либо с долей собственности государства в ее имуществе, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 февраля 2005 г. № 13.

Согласно п. 2 данной Инструкции конкретный коэффициент для каждого из указанных должностных лиц и средней заработной платы по организации в целом устанавливается нанимателем, заключившим контракт, и не может превышать размера коэффициента соотношения, установленного для руководителя этой же организации в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности», т.е. 3,5.

Расчет коэффициента соотношения для каждого отдельного должностного лица производится нарастающим итогом с начала года. При этом заработная плата всех указанных должностных лиц исключается из фонда заработной платы работников организации.

При расчете коэффициента соотношения:

  • премии, выплачиваемые должностным лицам в соответствии с законодательством по итогам работы за квартал, учитываются в том квартале, в котором производится их фактическая выплата, помесячно в размере 1/3;
  • зарезервированная часть данных премий учитывается в полугодии, в котором производится ее фактическая выплата, помесячно в размере 1/6.

При расчете коэффициента соотношения не учитываются:

  • государственные премии, установленные Президентом Республики Беларусь;
  • премия либо вознаграждение, выплаченные должностному лицу организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях, в размере, не превышающем за отчетный год в сумме по всем указанным основаниям, независимо от источника выплаты, его должностного оклада;
  • материальная помощь, как правило, при предоставлении трудового отпуска в размере до 1,7 должностного оклада включительно;
  • единовременные выплаты в связи с юбилейными датами организаций, профессиональными праздниками, юбилейными датами рождения должностного лица, праздничными днями: Днем защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь и Днем женщин, увольнением должностного лица в связи с его уходом на пенсию в размере, не превышающем должностного оклада по каждому основанию;
  • выходное пособие, выплачиваемое в случаях прекращения трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством;
  • выплаты за преподавательскую, научную или медицинскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством;
  • выплаты за творческую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, в размере, не превышающем одного среднемесячного заработка в год;
  • авторский гонорар и постановочное вознаграждение за создание аудиовизуальных произведений для телерадиоорганизаций;
  • вознаграждения авторам открытий, изобретений и рационализаторских предложений;
  • оплата за руководство практикой студентов и учащихся;
  • денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.

Предприятие является ООО, государственной доли собственности в имуществе нет (крупная строительная фирма). Возможно ли установление коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом выше 3,5 по согласованию с учредителями? 

Требования п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности» обязательны для всех коммерческих организаций, независимо от форм собственности, выполнения экономических показателей, стабильности работы организации и наличия задолженности перед бюджетом. Согласно данному пункту коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя организации, независимо от формы собственности, и средней заработной платы по организации в целом рассчитывается нарастающим итогом с начала года и не может превышать 3,5. Конкретный коэффициент в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников устанавливается органом, заключившим контракт, а для руководителей организаций с долей собственности государства в их имуществе — органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Вторая часть п. 2 постановления касается только организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, а также организаций, основной целью которых является социально-трудовая реабилитация инвалидов и содействие их интеграции в общество.

Бюджетной организации (детско-юношеская школа) должны оказать спонсорскую помощь, из которой руководитель решил выплачивать работникам премии. Какие налоги уплачиваются из этой премии?

При использовании спонсорской помощи следует учитывать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».

Пунктом 2 данного Указа определено, что безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям в целях:

  • создания и укрепления материально-технической базы;
  • приобретения сельскохозяйственной техники и (или) запасных частей к ней, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений, иных товаров (имущества), работ, услуг, связанных с сельскохозяйственным производством, а также поддержки мероприятий по выполнению государственных программ по возрождению и развитию села;
  • поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в т.ч. подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений;
  • охраны и восстановления историко-культурного наследия, развития библиотечного и музейного дела, кинематографии, художественного и культурного образования, а также поддержки народного творчества и народных промыслов (ремесел), гастрольно-концертной деятельности отечественных коллективов и исполнителей;
  • приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни;
  • проведения олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;
  • выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся и воспитанников учреждений образования;
  • поддержки организаций, осуществляющих социальную защиту населения, оказывающих социальную помощь малообеспеченным гражданам, гражданам, нуждающимся в поддержке государства, лицам, которые в силу своих физических особенностей, особенностей психофизического развития и иных обстоятельств не могут самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы (одиноким пожилым гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, многодетным и неполным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, другим категориям граждан, определенным законодательством);
  • поддержки зарегистрированных в установленном порядке в Республике Беларусь религиозных организаций;
  • ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проведения научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ;
  • развития особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы).

Данная помощь может предоставляться организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам на цели, не предусмотренные частями первой и второй настоящего пункта, по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия.

Как видно, среди названных целей перечисления средств на выплату премий не имеется.

Использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные Указом, влечет за собой наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 100 до 150 базовых величин с конфискацией такой помощи (либо ее стоимости), а на юридических лиц — конфискацию этой помощи (либо ее стоимости).

Сотрудник работает на предприятии по контракту, который заключен сроком на год. В нем в главе «Условия оплаты труда» указан размер установленного должностного оклада, а также об изменении оклада в дальнейшем в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором или по соглашению сторон. Следующим пунктом главы указана доплата в процентах от месячного фактического объема реализации продукции. С марта так и было — оклад был повышен по соглашению с директором, т.к. сотрудник взял дополнительный объем работы. Новый размер оклада подтверждают расчетные листки, полученные в бухгалтерии. В начале августа работники отдела случайно узнают, что руководством СП подготовлено изменение к штатному расписанию, в соответствии с которым изменяются зарплаты. Но для работника оклад не изменяется, а доплата существенно снижается. Каких-либо внятных разъяснений со стороны директора не последовало. Через неделю юрист предприятия каждому работнику отдела предложила подписать дополнительное соглашение к контракту, датированное июнем, но вступающее в силу с 1 июля. Зарплата за июль к тому времени уже была начислена бухгалтерией по измененному штатному расписанию. То есть работнику предложили задним числом подписать свое согласие на значительное сокращение заработной платы, не меняя других пунктов контракта и должностных обязанностей. Работник отказался подписывать, но продолжает работать. На предприятии нет ни профсоюза, ни комиссии по трудовым спорам.

Как поступить работнику, чтобы остаться работать на предприятии и получать заработную плату, установленную в соответствии с контрактом?

При определенных обстоятельствах наниматель может уменьшить размер заработной платы. Это относится к существенным изменениям условий труда.

Согласно ст. 32 ТК наниматель имеет право в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенные в трудовом договоре.

Существенными условиями труда признаются системы и размеры заработной платы, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с ТК.

Однако наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее, чем за один месяц.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 35 ТК (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).

Судя по всему, наниматель не предупредил письменно работника в установленный срок, что дает основания обжаловать решение об уменьшении размера заработной платы в суд.

В связи с уходом в трудовой отпуск начальника ППБ совмещение обязанностей отсутствующего работника было возложено на ведущего экономиста. Согласно приказу был оговорен ряд обязанностей и срок их выполнения (на время продолжительности трудового отпуска начальника бюро). Можно ли произвести доплату ведущему экономисту  за  дополнительно выполненный объем работ согласно ст. 67 ТК?

Согласно ст. 67 ТК таким работникам, выполняющим наряду со своей основной работой обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата.

Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Можно ли утверждать, что надбавка за выслугу лет, не относящаяся к видам вознаграждений, выплачиваемых за счет прибыли, в соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2005 г. № 382 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Беларусь от 8 августа 1996 г. № 521 и от 25 июля 2002  г. № 1003» выплачивается в полном объеме за счет себестоимости?

При наличии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по организации в целом, а также задолженности по выплате заработной платы данное вознаграждение не выплачивается, а при их отсутствии следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 937 «О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики».

Пунктом 6 постановления установлено, что размер надбавок за продолжительность непрерывной работы (вознаграждений за выслугу лет, стаж работы), выплачиваемых рабочим, руководителям, специалистам, служащим хозрасчетных предприятий и организаций всех форм собственности и включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должен превышать 20 % тарифной ставки (должностного оклада).

Для целей бухгалтерского учета в себестоимость продукции включаются надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) в соответствии с действующим законодательством. Это определено подп. 2.7.1.9 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26 января 1998 г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 01-21/8 и Министерством труда Республики Беларусь 30 января 1998 г. № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями).

При квартальном премировании генерального директора, его заместителей и главных специалистов,  а также ежемесячном премировании за производственные результаты работы других  работников предприятия в ряде случаев суммы премий, отнесенные на себестоимость месяца, в котором они были  начислены, превышают 30 % заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работающего в месяц. Можно ли в таких случаях включить в состав расходов, относимых на себестоимость и учитываемых при налогообложении прибыли, всю сумму начисленной премии за месяц? Если в состав таких расходов должна приниматься только премия, не превышающая 30 % заработной платы месяца, в котором производилось ее начисление, то каким образом в дальнейшем должна учитываться оставшаяся сумма премии?

Такая ситуация может произойти не только из-за того, что премия руководителя, его заместителей и главных специалистов начисляется поквартально.

Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента от 18 июля 2002 г. № 17» установлено, что размер премий за производственные результаты (текущее премирование), выплачиваемых работникам организаций и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не более 30 % заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам (должностным окладам) в расчете на одного работника в месяц. При этом в расчет принимаются премии, выплаченные за фактически отработанное время (выполненную работу) за месяц (квартал) в целом по организации.

В этой связи мы считаем, что в расчет должна приниматься та заработная плата, от которой начислена премия. Рассмотрим это на примерах.

Пример 1

В январе начисленная сумма заработной платы по окладам в организации составила 100 000 000 руб., в т.ч. руководителя, заместителя и главного специалиста — 5 000 000 руб. Сумма начисленной премии — 33 250 000 руб. Премия руководителю, заместителю и главному специалисту не начислялась. Следовательно, и в расчет суммы премии, которая может быть отнесена на себестоимость, заработная плата этих лиц также включаться не должна:

 (100 000 000 – 5 000 000) ´ 30 / 100 = 28 500 000 руб.

Аналогично произведено начисление и за февраль.

Таким образом, в каждом месяце на себестоимость может быть отнесено по 28 500 000 руб. премии,  списано за счет собственных источников — по 4 750 000 руб.

Пример 2

За март начислена заработная плата в сумме 95 000 000 руб., а руководителю, заместителю и главному специалисту — 5 000 000 руб. Начислено премии:

  • специалистам — 33 250 000 руб.;
  • руководителю, заместителю и главному специалисту — 4 500 000 руб. (из расчета за квартал).

Согласно письму Министерства финансов Республики Беларусь от 22 июня 2006 г. № 15-9/390 «Разъяснение порядка отражения в бухгалтерском учете зарезервированной части квартальной премии» следует, что на себестоимость списывается вся сумма начисленной руководителю, заместителю и главному специалисту премии за квартал. Следовательно, в расчет за март дополнительно следует включить их заработную плату за январь и февраль, т.е.

 (95 000 000 + 5 000 000 + 5 000 000 + 5 000 000) ´ 30 / 100 = 33 000 000 руб.

Таким образом, в себестоимость может быть включено только 33 000 000 руб., а поскольку на эту же заработную плату начислено 37 750 000 руб., то разница — 4 750 000 руб. (37 750 000 – 33 000 000) должна быть списана за счет источников собственных средств.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 10 (22), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.