№ 12, декабрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Инвентаризация расчетов с персоналом, налогов и отчислений, связанных с ним

Рубрика «Бухгалтерский учет и налогообложение»

В.Н. ЛЕМЕШ, аудитор

Согласно требованиям ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями; далее — Закон № 3321-XII) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Действие Закона № 3321-XII распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в т.ч. представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (далее — организации), с учетом особенностей, определяемых в соответствии с ч. 3 и 4 настоящей статьи.

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54 (далее — Методические указания № 54), устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятий (учреждений) и оформления ее результатов. Под предприятием (учреждением) в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Республики Беларусь (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

Для целей Методических указаний № 54 под финансовыми обязательствами организации понимается кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы и другие финансовые пассивы.

В Законе № 3321-XII с 1 января 2007 г. применяются следующие основные понятия и их определения:

обязательства — задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала;

пассивы — обязательства и капитал организации.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации. Эти условия закрепляются либо в учетной политике организации либо в другом внутрифирменном документе, являющимся приложением к учетной политике.

График инвентаризации должен учитывать требования законодательства по случаям ее проведения и периодичности по конкретному объекту инвентаризации. Он составляется главным бухгалтером совместно с заинтересованными лицами и службами на год. В графике должны быть указаны сроки начала и окончания инвентаризации отдельных объектов, продолжительность каждого этапа организации и проведения инвентаризации, разграничены обязанности рабочих комиссий, урегулированы взаимоотношения рабочих комиссий и постоянно действующей комиссии. Этот документ может быть оформлен в виде схемы, таблицы, текста или их сочетания.

Основными документами, устанавливающими случаи, когда обязательно проводить инвентаризацию, являются Закон № 3321-XII  и Методические указания № 54. Требования этих документов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Статья 12 Закона № 3321-XII

Пункт 1.4 Методических указаний № 54

При передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже

 

При реорганизации или ликвидации (упразднении) организации

При смене собственника или реорганизации предприятия (учреждения)

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

При смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц

При смене руководителя предприятия (учреждения) или другого материально ответственного лица

При выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества

При установлении фактов хищения, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие)

В случае возникновения ситуаций непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств

 

В иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь

 

По решению контролирующих органов, судебных и иных уполномоченных на то органов

По решению контролирующих органов, судебных и иных уполномоченных на то органов

Как видно, только перед составлением годовой бухгалтерской отчетности можно заранее спланировать проведение инвентаризации.

Проведение инвентаризации можно представить в виде следующей последовательности:

  1. Планирование и подготовка к инвентаризации.
  2. Проведение инвентаризации.
  3. Проведение предварительных результатов инвентаризации.
  4. Подведение окончательных результатов инвентаризации.
  5. Выявление фактического наличия от данных бухгалтерского учета.
  6. Выводы и предложения комиссии.
  7. Решение руководителя по результатам инвентаризации.
  8. Выполнение решений и требований руководителя по результатам инвентаризации.

Обязательства — отражаемые в бухгалтерском учете обязанности организации перед иными лицами, в т.ч. ее работниками и собственниками имущества, возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций. Основная особенность инвентаризации расчетов заключается в том, что остатки по счетам подтверждаются документально. От момента возникновения задолженности до ее закрытия проходит время, в течение которого задолженность может изменить свой вид (см. рисунок).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 12 (24), декабрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.