№ 3, март 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Ответственность за неудержание и (или) неперечисление в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин)

Рубрика «К вам пришла проверка»

ДЕНИС КОВАЛЬКОВ, юрист

Наряду с плательщиками налогов, сборов (пошлин) в исполнении налоговых обязательств участвуют налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются юридические или физические лица, хозяйственные группы, простые товарищества, которые являются источниками выплаты доходов плательщиками и на которых в силу Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) (ст. 23 НК).

Налоговое законодательство возлагает на налоговых агентов ряд обязанностей:

  • исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в установленном порядке;
  • по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);
  • представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);
  • обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) (ст. 23 НК).

Ответственность за налоговые правонарушения, совершаемые налоговыми агентами, установлена ст. 13.4 «Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)», ст. 13.5 «Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета», ст. 13.7 «Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины)» и ст. 13.8 «Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений, а равно отказ от подписания акта налоговой проверки» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Данная публикация посвящена наиболее распространенному правонарушению, совершаемому налоговыми агентами: невыполнению или выполнению не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) (ст. 13.7 КоАП).

Исполнение обязанностей налогового агента

Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее — Закон о подоходном налоге) белорусские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянные представительства[1], являющиеся источником выплаты (выдачи) доходов физическим лицам (за некоторыми исключениями, указанными в п. 2 данной статьи), обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму налога.

Удержание исчисленной суммы налога должно быть произведено непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. Такое удержание производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом плательщику, при фактической выплате указанных денежных средств плательщику либо по его поручению третьим лицам (обязанность по удержанию налога не распространяется на случаи выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца).

Перечисление суммы исчисленного и удержанного налога в бюджет должно быть произведено не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках, а в иных случаях — не позднее дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм налога, — для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос перечисления налоговым агентом суммы налога, сбора (пошлины) за счет собственных средств. Законодатель здесь непоследователен. С одной стороны, он предусмотрел случаи, когда такое перечисление должно иметь место. С другой стороны, это не согласуется с определенным им в ст. 23 НК статусом налогового агента как лица, обязанного удержать налог, сбор (пошлину) из средств плательщика и перечислить в бюджет удержанную сумму. Так, согласно п. 8 ст. 20 Закона о подоходном налоге уплата подоходного налога за счет средств налоговых агентов, если иное не установлено ч. 2 этого пункта и ч. 2 п. 5-1 ст. 25 указанного Закона, не допускается. При заключении договоров (сделок) запрещается включение в них условий, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

В то же время согласно ч. 2 п. 8 ст. 20 Закона о подоходном налоге при выдаче физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям и частным нотариусам, займов и кредитов (за исключе­нием займов и кредитов, выданных на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполни­тельных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами Республики Беларусь) налоговыми агентами (кроме банков, выдающих кредиты на общих основаниях, а также ломбардов, выдающих физическим лицам займы под залог (в виде заклада) имущества, которое составляют предметы личного (домашнего, семейного) пользования, а также под залог ценных бумаг) налог исчисляется по ставке 15 % и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита. По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат осуществляется налоговым агентом самостоя­тельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

Еще один случай обязательного перечисления налоговым агентом суммы налога за счет собственных средств предусмотрен в п. 5-1 ст. 25 Закона о подоходном налоге. Так, если налоговый агент не удержал налог с доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, — граждан либо подданых иностранного государства и лиц без гражданства (подданства), то при невозможности удержать исчисленную сумму налога с доходов таких физических лиц перечисление в бюджет налога производится за счет средств налогового агента. И только при уплате налога этими физическими лицами ранее уплаченная налоговым агентом сумма налога должна быть ему возвращена.

Обратим внимание, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 13.7 КоАП, позволяет привлекать налогового агента к ответственности по этой статье и в случае неперечисления суммы налога за счет собственных средств, как того требуют процитированные ч. 2 п. 8 ст. 20 или п. 5-1 ст. 25 Закона о подоходном налоге.

Общая характеристика ответственности

Основной размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо за данное нарушение (если оно не является незначительным), — 20 % от суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 базовых величин (в настоящее время — 350 тыс. руб.). Одновременно может быть наложен штраф и на должностное лицо юридического лица: в размере от 1 до 10 базовых величин (от 35 до 350 тыс. руб.).

Состав правонарушения имеет место в случаях, когда налоговый агент в установленный срок:

  • не удержал у плательщика и не перечислил в бюджет сумму налога, сбора (пошлины);
  • удержал у плательщика, но не перечислил сумму налога, сбора (пошлины);
  • не удержал сумму налога, сбора (пошлины) у плательщика, а перечислил в бюджет требуемую сумму за счет собственных средств.

[1] Такого же рода обязанности возлагаются на постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Республике Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 3 (27), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.