№ 9, сентябрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Консультация аудитора

Рубрика «Прямая линия»

В.Г. ПАСЕВИЧ, директор ООО «Ажур-Аудит»

Имеет ли право наниматель утвердить норматив отчислений в фонд оплаты труда с учетом налогов на заработную плату от общего объема выполненных работ (услуг) на год в размере 30 %?

В соответствии с п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) работников Республики Беларусь.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 22 декабря 2006 г. № 162), единая тарифная сетка работников Республики Беларусь — это инструмент тарифного нормирования оплаты труда работников организаций и ИП. Она представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

На основе единой тарифной сетки с использованием других элементов тарифной системы (тарифной ставки 1-го разряда; Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; Единого квалификационного справочника должностей служащих; иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке) определяются тарифные ставки (оклады) работников, устанавливается тарификация выполняемых работ.

Отсюда следует, что тарифицируются не только работники, но и работы. Тарификация — это присвоение работникам соответствующей квалификации и отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям).

Как установлено п. 9 названной Инструкции, тарифные ставки рабочих определяются путем суммирования:

  • тарифной ставки рабочего, рассчитанной на основе ЕТС, которая исчисляется путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации (у ИП), на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда ЕТС (кратный размер тарифной ставки 1-го разряда), установленный рабочему по его профессии, и на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям согласно приложению 2 к Инструкции;
  • сумм повышений тарифных ставок рабочих, размеры которых предусмотрены Инструкцией, исчисленных отдельно по каждому основанию путем умножения рассчитанной тарифной ставки, на размеры установленных рабочему повышений;
  • сумм повышений тарифных ставок рабочих, размеры которых предусмотрены иными нормативными правовыми актами, исчисленных отдельно по каждому основанию путем умножения суммы рассчитанных составляющих, на размеры установленных рабочему повышений.

Месячные должностные оклады служащих определяются в аналогичном порядке.

Отметим, что применение вышеуказанных коэффициентов осуществляется в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением или нанимателем.

Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются исходя из рассчитанных месячных тарифных ставок рабочих и месячных должностных окладов служащих.

Сдельные расценки определяются исходя из тарифных ставок (окладов) выполняемых работ с учетом коэффициентов их повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям согласно приложению 2 к Инструкции.

Заработная плата рабочим-повременщикам начисляется исходя из отработанного времени в соответствии с выданными нормированными заданиями, служащим — исходя из отработанного времени по табелю, а рабочим-сдельщикам — исходя из объемов выполненных работ.

При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается.

Нельзя забывать и о том, что в соответствии с подп. 3.3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, заработная плата рабочих-сдельщиков включается по сдельным расценкам с учетом выполнения норм труда не более чем на 200 %. Расчет процента выполнения норм труда производится по организации в целом.

В приказе об увольнении работника в качестве основания прекращения трудового договора указано: «по соглашению сторон, п. 1 ст. 35 ТК». Правомерно ли указание в приказе об удержании с работника за 7 календарных дней трудового отпуска, предоставленного авансом? На какие случаи распространяется действие п. 2 ч. 2 ст. 107 ТК?

Как это установлено ст. 107 ТК, удержания для погашения задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению нанимателя и за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск.

Однако удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, указанным в п. 1, 2, 4 и 5 ст. 35 ТК, п. 1, 2 и 6 ст. 42 ТК, п. 1, 2 и 6 ст. 44 ТК, по собственному желанию в связи с направлением на обучение или выходом на пенсию, а также если при увольнении работнику не начисляются какие-либо выплаты либо если наниматель, имея на то право, не произвел удержания при выплате расчета или удержал только часть задолженности работника.

А пункт 1 ст. 35 ТК как раз и гласит о том, что основанием прекращения трудового договора является соглашение сторон.

Таким образом, решение руководства организации, исходя из условий вопроса, неправомерно.

Назначается ли заместитель директора структурного подразделения исполняющим обязанности директора подразделения в случае вакантной должности последнего, если в должностных обязанностях заместителя директора предусмотрено исполнение обязанностей директора при его отсутствии?

Законодательство не содержит прямого ответа на данный вопрос.

Пунктом 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32, определено, что на заместителя руководителя организации (обособленного, структурного подразделения) возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя по управлению определенным направлением (видом) деятельности, а также выполнение обязанностей в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).

Каждый служащий выполняет свои обязанности, определенные должностной инструкцией, являющейся локальным нормативным правовым актом. Должностные инструкции разрабатываются и утверждаются в организации самостоятельно.

Должностные инструкции, как правило, не разрабатываются на руководителей организаций, руководителей структурных подразделений. Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных (обособленных) подразделений — в положениях об этих подразделениях.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации, структурных подразделений, других уровней управления определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей и должны предусматриваться должностной инструкцией.

Отсюда следует, что единственным условием, когда заместитель руководителя структурного подразделения может исполнять обязанности руководителя в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения) без проведения определенных процедур — это наличие такой нормы в должностной инструкции заместителя.

Однако назначение руководителя структурного подразделения на должность, освобождение от нее, а также предоставление ему отпуска оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, и одно это не может служить для заместителя руководством к действию.

Представим себе такую ситуацию, когда наниматель одним числом подписывает приказ об увольнении руководителя, а назавтра — приказ о назначении другого руководителя структурного подразделения; или когда заместитель назначен на должность вновь созданного структурного подразделения раньше чем был назначен руководитель. Поэтому во избежание каких-либо недоразумений следует считать, что дата, когда заместитель руководителя структурного подразделения должен приступить к исполнению обязанностей руководителя этого подразделения, должна быть объявлена приказом (распоряжением) нанимателя. Не исключено, что и первое, и второе в любом случае может быть прописано в одном приказе (распоряжении).

В организации, финансируемой из местного бюджета, в штатном расписании имеется должность главного бухгалтера и экономиста (в обязанности экономиста входит ведение кассовых операций). Экономист уходит в очередной трудовой отпуск, а далее в дородовый и послеродовый отпуск. Имеет ли право главный бухгалтер оформить совмещение, пока не найдут работника на эту должность? Какой нормативный акт регулирует данный вопрос?

Данный вопрос регулируется Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2008 г. № 4.

Согласно п. 67 данной Инструкции юридические лица, не имеющие по штатному расписанию должности кассира или имеющие одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагают на другого работника. С этим работником на время исполнения им обязанностей кассира заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности, и руководитель юридического лица обязан под расписку ознакомить его с указанной Инструкцией.

Бухгалтерам, другим работникам юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, пользующимся правом подписи кассовых документов, исполнять обязанности кассиров запрещается, за исключением случаев, когда в штате нет другого лица, на которого можно возложить ведение кассовых операций.

Таким образом, данный запрет не является полным. В случае, если в штате организации нет другого лица, на которого можно возложить ведение кассовых операций, бухгалтер (в т.ч. главный бухгалтер) может выполнять обязанности кассира.

Как правильно начислить заработную плату стрелку военизированной охраны воинской части, если ему установлен 6-й разряд, стаж работы в организации 4 года, повышения за условия труда — 10 %, надбавка за профессиональное мастерство — 14 %, повышения по контракту — 50 %? За месяц работник отработал по графику 192 ч (норма 168 ч), в т.ч. 9 ч в государственный праздник (7 января), 64 ч в ночное время. Какими нормативными документами при этом следует руководствоваться?

Не совсем понятно, по каким основаниям работнику по профессии «стрелок» установлен 6-й разряд. В выпуске 1 Единого тарифно-квалификационного справочника, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33, данная профессия тарифицируется по 4–5-му разряду. Хотя для вольнонаемного состава армейских подразделений могут устанавливаться иные нормы и правила.

Применительно к коммерческим организациям, при начислении заработной платы бухгалтер в первую очередь должен знать месячную тарифную ставку рабочего, порядок расчета которой определен Инструкцией о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (в редакции постановления от 22 декабря 2006 г. № 162; далее — Инструкция).

Согласно п. 9 Инструкции, применительно к нашей ситуации тарифная ставка рабочего рассчитывается путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда ЕТС, установленный рабочему по его профессии (1,57 или 1,73), и в случае необходимости на коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (приложение 2 к Инструкции).

Далее определяются повышения тарифных ставок рабочих, если их размеры предусмотрены Инструкцией. Они исчисляются отдельно по каждому основанию путем умножения рассчитанной тарифной ставки в соответствии с предыдущим абзацем на размеры установленных рабочему повышений.

Полученные результаты суммируются. Назовем этот результат месячной ставкой.

Повышения тарифных ставок рабочих могут быть предусмотрены и иными нормативными правовыми актами, среди них Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет).

Такого рода повышения согласно Инструкции также исчисляются отдельно по каждому основанию путем умножения месячной ставки на размеры установленных рабочему повышений. Полученная сумма повышения суммируется с месячной ставкой, в результате чего получим  месячную расчетную ставку рабочего-повременщика.

Следует отметить, что любого рода коэффициенты применяются в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением или нанимателем.

От месячной расчетной ставки рабочего производится исчисление надбавок, доплат, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством, локальными нормативными актами организации.

Назвать полученный результат месячной тарифной ставкой никоим образом нельзя. А применить такие понятия нас обязывает тот же Декрет. Согласно п. 2 Декрета контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч. повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством).

Заметим, Декрет предусматривает повышение тарифной ставки, а тарифная ставка (по Инструкции) — это тарифная ставка 1-го разряда, действующая в организации, умноженная на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда ЕТС, установленный рабочему по его профессии. Получается, что требования Инструкции противоречат нормам Декрета. Это значит, что п. 9 Инструкции должен быть приведен в соответствие с нормой п. 2 Декрета.

Из вопроса видно, что стрелок в отчетном месяце работал сверхурочно, в государственный праздник и в ночное время. При расчетах компенсационных сумм в первую очередь следует руководствоваться нормами Трудового кодекса Республики Беларусь.

Как установлено ст. 69 ТК, каждый час работы в сверхурочное время работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, оплачивается не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов).

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.

Работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни оплачивается в повышенных размерах (не ниже чем в двойном размере) в аналогичном порядке. Если эта работа выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, работнику по его желанию предоставляется кроме оплаты в повышенном размере другой неоплачиваемый день отдыха.

За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

Отметим, что согласно ст. 122 ТК предельное количество сверхурочных работ для каждого работника не должно превышать 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Порядок привлечения к работе в ночное время регулируется гл. 10 ТК. Согласно ст. 117 ТК ночным считается время с 22 ч до 6 ч. При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на один час с соответствующим сокращением рабочей недели.

Данное правило не распространяется на работников, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени (ст. 113 и 114 ТК), а также когда такое сокращение невозможно по условиям производства, в т.ч. в непрерывных производствах, или если работник принят для выполнения работы только в ночное время.

Оплата за работу в ночное время (ночные часы) должна производиться в соответствии со ст. 70 ТК.

За каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника, а для организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, — Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50 % времени приходится на ночное время.

Согласно подп. 1.6  Условий оплаты труда, общих для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (если иное не предусмотрено отраслевыми условиями оплаты труда) (приложение 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6), за каждый час работы в ночное время (с 22 ч до 6 ч) производится доплата в размере 40 % часовой тарифной ставки (оклада) работника.

Обращаем внимание на тот факт, что согласно п. 1 постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства труда Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 105/77/54 доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы включаются в себестоимость в размере, не превышающем 40 % часовой тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 9 (33), сентябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.