№ 12, декабрь 2023

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Организация оплаты труда работников: 14 ответов на типичные вопросы

Рубрика «Расчеты и начисления»

И.А. Козлитинова, экономист Н.В. Свирид, экономист

Какие основные термины должны применять наниматели при организации оплаты труда работников?

Основные термины, применяющиеся при организации оплаты труда работников, установлены Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК). Это:

  • тарифная ставка (тарифный оклад) — минимальный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей за единицу времени (час, месяц) без учета иных выплат, установленных системой оплаты труда (ст. 1 ТК);
  • заработная плата — вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 ТК);
  • минимальная заработная плата — государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов (далее — ЛПА) и трудового договора (ст. 59 ТК);
  • оплата труда работников — определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными ЛПА и трудовым договором (ст. 61 ТК).

Какие основные документы необходимы нанимателю при организации оплаты труда работников?

Законодательством о труде определен ряд документов, необходимых нанимателям при организации оплаты труда работников.

К таким документам относятся:

  • правила внутреннего трудового распорядка, графики работ (сменности);
  • трудовые договоры (контракты);
  • штатное расписание;
  • приказы (распоряжения) по личному составу;
  • документы, являющиеся основаниями для издания приказов по личному составу (докладные записки, заявления, акты, объяснительные записки и др.);
  • трудовые книжки работников (вкладыши к ним);
  • табели использования рабочего времени;
  • расчетные листки и др.

Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому наниматели могут оформлять и иные документы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 12 (216), декабрь 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.